Бизнесмены Севастополя обвинили губернатора в рейдерстве

Читать в полной версии →
Власти региона противоречат федеральной программе развития Крыма

Предприятия Севастополя на грани уничтожения. Об этом сообщили на пресс-конференции в Москве представители двух крупнейших компаний региона – руководитель винодельческого предприятия "Инкерман" Сергей Лебедев и гендиректор судоремонтного завода "Южный Севастополь" Патимат Алиева. По словам бизнесменов, они ведут суровый бой с местной властью за выживание, однако чувствуют, что силы неравны и без помощи федерального центра им не справиться.

Как отметил присутствующий на мероприятии 31 мая политолог Сергей Маркелов, такое разделение властей на федеральную и региональную части, к сожалению, очень свойственно всему Крыму. Сначала, в 2014 г., у крымчан были "гиперожидания" от воссоединения с Россией, поделился политолог итогами проведенного на полуострове социально-политического исследования. Но за прошедшие 4 года сформировался заметный дисбаланс.

"У людей сохранилось очень уважительное и очень одобрительное отношение к действиям федеральных властей. Но именно федеральных", – подчеркнул Маркелов. Иными словами, то, что делает Путин, и сигналы, которые идут из Москвы – "это здорово, супер и классно". "Но то, как эти сигналы трансформируются местными чиновниками, вызывает серьезные вопросы у людей", – пояснил политолог.

К примеру, президент Владимир Путин еще раньше назвал "трех китов" экономики Крыма и Севастополя: туризм, виноделие и судостроение. Но местные власти вместо того, чтобы помогать этим отраслям развиваться и налаживать диалог с предприятиями, которые уже успешно работают на благо региона, ставят им палки в колеса.

Так, глава "Инкермана" вспоминает, как ликовало предприятие в 2014 г. после решения о воссоединении Крыма с Россией. Радовались не только по-человечески, но и с точки зрения бизнеса, ведь открывался для освоения огромный рынок, бескрайние перспективы.

"Мы довольно успешно начали осваивать рынок. Сейчас наша продукция есть во всех регионах России, практически во всех розничных торговых сетях. И мы ожидали, что с точки зрения позиции в Севастополе мы также будем укрепляться, – рассказал Лебедев. – Но происходит обратная вещь. Сейчас дошло до предела. Мы уже не можем молчать, потому что боимся, что предприятие будет закрыто, обанкрочено и перестанет выпускать продукцию".

Он уточнил, что происходит: предприятиям и агрофирмам не дают перезаключать договоры по аренде имущества и земли. Причем сначала цепляются к мелочам, а потом проблема становится настолько масштабной, что встает вопрос о закрытии предприятия.

"В 2018 году мы впервые не высадили виноград. Мы ежегодно высаживали от 40 до 150 га новых виноградников, выкорчевывая старые, потому что понимали наши перспективы и делали задел на будущее, потому что лоза начинает давать пригодный для вина виноград только на четвертый год. Соответственно, мы всегда работали на перспективу, поскольку были уверены, что эта перспектива у предприятия есть. Сейчас мы в этом сомневаемся", – заявил директор крупнейшей в Крыму и даже в России винодельческой компании.

Лебедев откровенно обескуражен. "Есть президентская программа по развитию виноградарства и виноделия. Но вот такие проблемы. Причем никто не говорит, что мы делаем неправильно. Но мы под угрозой закрытия", – повторил он.

При этом местная власть, чиновники, в чьем ведении находится ситуация, не идут на диалог. "Нас не слышат. Вопрос не решается", – сокрушается Лебедев. По его словам, он готов на разумный компромисс, если это позволит сохранить жизнь предприятию. Ведь оно – градообразующее для небольшого Инкермана. Там работают 1 тысяча 300 человек, от которых зависят еще тысяч 5 человек – членов их семей. Если "Инкерман" закроется, все они окажутся на улице без средств к существованию, потому что найти работу виноделу в другой сфере необычайно сложно.

Пострадают и потребители. "У меня сейчас в бочках находится 10 млн литров вина. За ним должен быть ежедневный уход. Если виноделы останутся на улице, то за ним некому будет ухаживать и оно пропадет. Если я один год пропущу в обработке винограда, виноград может погибнуть. То есть мое предприятие на грани убийства", – заявил Лебедев. И сделал вывод: "Идет передел собственности. Причем методами 90-х годов".

Глава завода "Южный Севастополь" Патимат Алиева была более жесткой и откровенной. Она прямо заявила, что все беды местного бизнеса идут от градоначальника.

"Здесь нас всех объединила одна проблема – это губернатор Севастополя Овсянников Дмитрий Владимирович. Другого ничего нет. Потому что он не хочет развивать предпринимательство. Он буквально изнасиловал предпринимателей Севастополя и бизнес в целом. Он не просто его кошмарит – он его уничтожает", – заявила Алиева. Она не стала скрывать, что с нее сначала требовали взятки за беспрепятственную работу, а потом перешли к прямым угрозам.

"На последней встрече, которая состоялась в марте по личному приглашению губернатора Овсянникова, он прямо сказал: "Вам не много? У вас два предприятия в Севастополе – вы готовы отказаться от холдинга "Южный Севастополь" в пользу судоремонтного завода?" Хотя холдинг – это наша собственность, а судоремонтный завод – это арендуемое предприятие", – подчеркнула Алиева. "Значит, я должна отказаться от своей собственности и передать ее в дар Овсянникову, чтобы управлять арендуемым предприятием. Идет передел наглый, грязный", – сделала вывод бизнесмен.


По ее словам, предприятию досталось суровое наследство от Украины. Но "Южный Севастополь" при поддержке федерального центра выжил. В настоящее время он – номер два в стране среди судоремонтных заводов. Однако сейчас каждое судно в док приходится добывать с боем, потому что Овсяников рассказывает сказки о том, что предприятие плохо работает.

"Когда говорят, что у предприятия долги, это губернатор сознательно лжет. Лжет своим кураторам, которые помогают ему уйти от очередного скандала", – подчеркнула руководитель судоремонтной верфи.

Как отметила Алиева, она прошла "все круги ада", чтобы урегулировать ситуацию. Но достучаться до самого верха тяжело, а на местном уровне делается все, чтобы задушить предприятие. "Нам так и было сказано, когда прозвучало предложение от Овсянникова заплатить 1 млн долларов. Акционеры послали его на три буквы. После этого нам сказали, что вы здесь больше работать не будете. И на сегодняшний день они сделали для этого все", – подчеркнула она.

Руководители "Инкермана" и "Южного Севастополя" уверяют – аналогичные проблемы возникли буквально у всех коммерсантов Севастополя, которые отказываются платить дань или дарить свой бизнес нынешнему губернатору. И страдают от этого не только они, а весь Крым и даже более – репутация России. Ведь сведения о том, как власти Севастополя относятся к предпринимателям, быстро распространяются в соответствующих кругах.

В частности, среди акционеров "Инкермана" есть иностранцы, например, финны, рассказал Лебедев. Они вкладывают деньги в предприятие, несмотря на западные санкции. Но они видят такое отношение местных властей к делу. А ведь их постоянно расспрашивают бизнесмены других стран о том, что происходит в Крыму и Севастополе. "И что они могут сказать? Инвестиционный климат таким образом рушится. Иностранные бизнесмены не идут. Да и российские смотрят с большой опаской", – подчеркнул Лебедев.

Бизнесмены опасаются, что ситуация может стать необратимой. Как указала Алиева, "Овсянников занимается настоящим вредительством". "Ему доверили власть не для того, чтобы он все уничтожал, а он это делает. О какой инвестиционной политике может идти речь!" – подчеркнула она и призвала федеральные власти, которым еще так верят в Крыму, обратить внимание на происходящее.

Вера СВЕТЛОВА |
Выбор читателей