В конце этого года Северный флот получит в свое распоряжение ледокол проекта 21180. В настоящий момент продолжаются его испытания - вертолеты уже успешно отработали 150 взлетов и посадок с палубы в различных условиях. Скоро корабль вернется на "Адмиралтейские верфи" для проверки состояния систем, комплексов и агрегатов, после чего будет готов к передаче.
Ледокол "Илья Муромец" не оснащен артиллерийским или ракетным вооружением, однако на нем будут стоять пулеметы и ПЗРК. Корабль предназначен не для морских сражений, а для обеспечения нормальной работы береговых и островных баз и аэродромов ВМФ в Арктической зоне, которые необходимо снабжать боеприпасами, оборудованием, горючим и продовольствием, сообщает "Свободная пресса".
Судно также будет использоваться для проводки через льды кораблей неледового класса, для доставки на базы военнослужащих и гражданских специалистов, а также для буксировки судов и патрулирования акватории Арктической зоны.
Корабль построен по последнему слову техники, он обладает высокой маневренностью (может двигаться боком, под углом, разворачиваться вокруг своей оси) и способен раскалывать лед толщиной до 1,5 метров. Для перевозки грузов предназначен трюм объемом 500 куб. м и площадка на палубе площадью 400 кв. метров. Для погрузочно-разгрузочных работ используется 21-тонный кран и 2-тонный манипулятор. Максимальная нагрузка судна - 500 тонн, максимальная скорость - 15 узлов, водоизмещение - 6 тыс. тонн. Силовая установка состоит из четырех дизель-генераторов по 2,6 МВт каждый.
При этом в экипаже всего 32 человека, поскольку основная часть судовых процессов автоматизирована. Вместе с тем ледокол может перевозить до 50 пассажиров - военных, геологов, гидрографов.
Компанию "Илье Муромцу", который стал первым за 40 лет ледоколом, построенным специально для нужд ВМФ, в ближайшие годы может составить универсальный патрульный корабль арктической зоны проекта 23550 "Иван Папанин". На нем появятся артиллерийская установка и ракетный комплекс. Он будет помассивнее "Ильи Муромца" (водоизмещение - 8,5 тыс. т) и, помимо ведения боевых действий, сможет выполнять те же функции, что и ледокол проекта 21180. В настоящий момент этот корабль уже заложен на верфях.
На фоне появления у ВМФ России современных ледоколов американцы также заявили о желании расширить свое военное присутствие в Арктике. Береговая охрана США собирается построить новые корабли ледового класса, поскольку Штаты признают свое отставание в этом аспекте от России и Китая. Конгресс в начале октября согласился выделить средства на постройку одного такого корабля. Его введение в строй запланировано на 2023 год.