Петр Порошенко неожиданно объявил украинский БТР-4МВ1 полностью соответствующим стандартам НАТО. По мнению украинского президента, машина хоть сейчас готова занять место в сухопутной бригаде армии США или дивизии бундесвера, о чем в Киеве мечтают давно. Вот только денег на новую машину в военном бюджете нет, и ВСУ, как и раньше, приходится воевать в Донбассе на старье.
"Экипаж может уничтожать противника на максимальной дальности действия оружия, ночью и в сложных погодных условиях", - написал на своей странице в Facebook Порошенко, словно речь идет не о БТР, а об истребителе пятого поколения. По его словам, у новой машины сверхмощный двигатель, оптико-электронный прицел с мощным тепловизором и высокоточная цифровая система ведения огня.
На деле же БТР-4МВ1 - это модернизированная версия "Буцефала", разработанного Харьковским конструкторским бюро машиностроения в 2000-х годах. Впервые машину представили широкой публике в 2009-м. С тех пор она претерпела несколько изменений, а последняя версия была представлена в октябре этого года.
На этот раз "Буцефал" получил 450-сильный немецкий двигатель Deutz, боковые двери для командира и механика-водителя. А также броню, соответствующую стандарту STANAG 4569, действительно принятого в НАТО. По сравнению с базовым БТР-4 носовую часть машины сделали чуть более удлиненной, чтобы при фронтальном обстреле пули отражались по касательной. На выбор бронетранспортер можно оборудовать несколькими боевыми модулями, например "Шквал" с 30-миллиметровой автоматической пушкой, пулеметом и четырьмя ПТУР "Барьер".
По мнению экспертов, новая машина могла получиться очень неплохой. Вот только БТР-4МВ1 для украинской армии сейчас словно танк "Армата" для российской. Получился выставочный экземпляр. На службе ВСУ по-прежнему трудятся старенькие БТР-70 и БТР-80, а судьба новой бронемашины остается неясной. Как экспортный продукт БТР-4 окончательно провалился. Еще в 2009 г. Киеву удалось подписать выгодный контакт с Ираком на поставку 420 бронетранспортеров.
Однако из-за заводского брака из 88 машин завелись только 56. Сделку расторгли, а репутация Украины как поставщика бронетехники была окончательно испорчена.
И теперь, даже если Украине удастся довести "четверку" до ума, вряд ли машина привлечет внимание покупателей за рубежом. А ведь именно на деньги, вырученные от экспорта военных машин, можно было организовать серийное производство модернизированной техники.
Сколько точно сейчас БТР-4 в украинской армии, сказать трудно. Известно только, что выполняется заказ на 154 бронетранспортера, но когда они будут готовы, не сообщается. Основная часть машин, которые так и не стали иракскими, достались Национальной гвардии. И судя по видео и фотоматериалам в Сети, они принимают активное участие в вооруженном конфликте в Донбассе, а некоторые даже достались ополченцам как трофейные.
Стоит ли говорить, что это не те машины, которыми так хвастается Порошенко, а обыкновенные "четверки", далекие от стандартов НАТО. А когда новые БТР-4МВ1 пойдут в серию, президент Незалежной почему-то не сказал. Зато "пропиарил" Вооруженные силы Украины, а заодно и себя.
БМП-1УМД. Кадр youtube.com
Аналогично ранее Житомирский бронетанковый завод объявил о завершении глубокой модернизации и заводских испытаний БМП-1УМД. На старенькую машину 1960-х гг. поставили немецкий двигатель той же фирмы Deutz, установили 30-миллиметровую автоматическую пушку, гранатомет, пулемет и противотанковый комплекс "Барьер". Как сообщают производители, машина оборудована цифровой системой управления огнем и имеет маскировку в инфракрасном диапазоне. "БМП-невидимка", да и только. Вот только нельзя забывать, что БМП-1 устарела еще в 70-е гг. прошлого века и по уровню защиты проигрывает той же БМП-3. Но другого выхода у Укроборонпрома просто нет - денег катастрофически не хватает, поэтому и приходится реанимировать практически музейные экспонаты.