Государственная конвертация отходов в валюту

Читать в полной версии →
Не так страшен "ядерный черт", как его малюют "зеленые". Россия будет зарабатывать на ввозе ОЯТ. На прошедшем собрании акционеров "Газпрома" государство закрепило свою власть над компанией

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Как всегда, в первый день новой семидневки нелишне окинуть оценивающим взглядом некоторые наиболее интересные события недели минувшей. Благо, несмотря на вступившее наконец-то в свои права лето, произошло их за этот период немало.

Итак, что называется, свершилось. В конце прошлой недели, похоже, была поставлена окончательная точка в вопросе о принятии законов, разрешающих ввоз на территорию России иностранного отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Совет Федерации 90% голосов одобрил один из трех законопроектов – "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации", имеющий отношение ко ввозу на территорию страны отработанного ядерного топлива. Два других законопроекта – "Об охране окружающей среды" и "Об использовании атомной энергии", входящие в "ядерный пакет", попали на стол президенту даже без обсуждения в СФ. В том, что все три проекта в течение месяца (как того требует закон) будут одобрены президентом РФ, сомнений практически не возникает.

Напомним, что данный пакет законов разрешает ввоз и хранение зарубежного ОЯТ на территории России в течение 30 лет. Наша страна будет принимать ОЯТ по цене $800-1500 за килограмм. Причем, как заявил в своем выступлении на Совете Федерации министр по атомной энергетике Александр Румянцев, первые $250 млн., полученные от ввоза, пойдут на расширение специально оборудованных хранилищ отработанного ядерного топлива.

Идея ввоза ОЯТ вызывает в России весьма неоднозначную реакцию. Многие СМИ и т.н. "зеленые" движения и организации продолжают говорить об опасности и недопустимости подобных действий.

На самом деле опасения относительно предстоящего ввоза ОЯТ на порядок преувеличены и порой доводятся до абсурда малокомпетентными или не заинтересованными в объективном освещении данного вопроса людьми. Хотелось бы еще раз обратить внимание сомневающихся на ряд моментов, о которых предпочитают умалчивать большинство т.н. "экологов". Во-первых, отработанное ядерное топливо (ОЯТ) не имеет ничего общего с ядерными отходами, за которые его почему-то постоянно хотят выдать, – это абсолютно разные технологические понятия. Соответственно, о ввозе отходов, а тем более их захоронении на территории России речи не идет. Во-вторых, зачастую в качестве контраргумента приводят тот факт, что российские перерабатывающие мощности полностью загружены отечественным отработанным топливом и не в состоянии принять иностранное. Но и ввозимое ОЯТ в ближайшее время никто не собирается перерабатывать: оно должно быть помещено в специальные хранилища, которые в дальнейшем будут расширяться. Расширение и строительство новых оборудованных хранилищ, в отличие от наращивания мощностей по переработке, не требует неподъемных капитальных вложений, о которых говорил горячий противник идеи ввоза кемеровский губернатор Аман Тулеев. На сегодняшний день в России нет практической необходимости заниматься скорейшей переработкой ОЯТ, хотя бы по причине наличия достаточного количества топлива для нынешнего поколения действующих реакторов. Добытое же из ОЯТ топливо будет использоваться преимущественно в более совершенных и безопасных реакторах нового поколения, работающих на быстрых нейтронах.

Вряд ли обоснованы и опасения относительно возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций при транспортировке и хранении ОЯТ. В мире (и Россия не является здесь исключением) существуют наработанные приемы и технологии, о совершенстве которых говорит отсутствие каких-либо ЧП за всю историю обращения с ОЯТ. Более того, Великобритания и Франция осуществляют доставку на свою территорию отработанного топлива морским путем, с Дальнего Востока. И ни разу за время длительных "путешествий" ОЯТ через полмира не возникало никаких проблем с безопасностью. В России контроль за безопасностью также находится на высоком уровне. Дело в том, что, в отличие от отработанных элементов реакторов атомных подводных лодок, контроль за перемещением и хранением которых затруднен из-за наличия элементов секретности, ОЯТ с гражданских, тем более иностранных, объектов достаточно легко контролируется соответствующими организациями.

Что касается контроля за финансовой стороной этого вопроса, то дело здесь будет обстоять не хуже, а может быть, даже и лучше, нежели с исполнением других проектов подобного значения и масштаба. Так, например, спикер Совета Федерации Егор Строев отметил, что президент не исключил возможности создания специальной парламентской комиссии с привлечением специалистов по ОЯТ. Эта комиссия должна будет осуществлять контроль за всеми сделками по ввозу в Россию отработанного ядерного топлива.

Одним словом, принятое решение способствует формированию задела на будущее для российской энергетики и позиционированию России как страны, предоставляющей высокотехнологические услуги. К сожалению, атомная энергетика остается одной из немногих сфер высоких технологий, в которых мы хоть что-то еще собой представляем.


Другое событие, о котором также следует упомянуть, это прошедшее на минувшей неделе общее собрание акционеров ОАО "Газпром". Несмотря на дух скандала, витавший в воздухе в преддверии этого события, никаких неожиданностей не произошло. Фактически общее собрание закрепило первенство государства в деле управления крупнейшей монополией; кроме того, до сведения акционеров были доведены результаты работы компании, которые, заметим, оказались весьма оптимистичными. Также были приняты изменения в уставе компании. Так, например, из него изъято положение, запрещавшее покупку более 3% акций "Газпрома" на одно имя без письменного разрешения правления компании. Изменилась и процедура досрочного прекращения полномочий председателя или членов правления АО – теперь это можно осуществить простым большинством голосов в совете директоров.

Вот так будет выглядеть состав нового совета директоров компании:

От менеджмента компании:
Рем Вяхирев (глава "Российского газового общества"),
Вячеслав Шеремет (первый зампред правления "Газпрома"),
Виктор Тарасов (президент ПФ "Газфонд")

От миноритарных акционеров:
Борис Федоров (акционер "Газпрома"),
Буркхард Бергманн (зампред правления немецкой газовой компании "Ruhrgas")

От государства:
Фарит Газизуллин (министр имущественных отношений),
Герман Греф (министр экономического развития и торговли),
Александра Левицкая (зам. главы аппарата правительства),
Дмитрий Медведев (зам. главы администрации президента),
Виктор Христенко (вице-премьер),
Илья Южанов (министр по антимонопольной политике)

Судя по фамилиям в последней категории членов совета директоров, правительственное влияние в "Газпроме" заметно возрастет. Что, безусловно, очень хороший признак, так как должно позволить сделать подконтрольными государству все процессы, происходящие в компании, являющейся крупнейшим поставщиком бюджетных доходов.

Некоторое замешательство вызвала персона Рема Вяхирева, возглавившего совет директоров, что даже повлекло за собой незначительные продажи акций "Газпрома" на МФБ. Однако в целом это назначение было ожидаемым, а потому сколько-нибудь существенно на общих настроениях акционеров не отразилось.

Ну, а сможет ли государство на сей раз воспользоваться своим положением и заставить "Газпром" работать исключительно на интересы страны, покажет только время.

С новой рабочей неделей, господа.

Максим Легуенко |
Выбор читателей