Государственная конвертация отходов в валюту

Не так страшен "ядерный черт", как его малюют "зеленые". Россия будет зарабатывать на ввозе ОЯТ. На прошедшем собрании акционеров "Газпрома" государство закрепило свою власть над компанией

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Как всегда, в первый день новой семидневки нелишне окинуть оценивающим взглядом некоторые наиболее интересные события недели минувшей. Благо, несмотря на вступившее наконец-то в свои права лето, произошло их за этот период немало.

Итак, что называется, свершилось. В конце прошлой недели, похоже, была поставлена окончательная точка в вопросе о принятии законов, разрешающих ввоз на территорию России иностранного отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Совет Федерации 90% голосов одобрил один из трех законопроектов – "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации", имеющий отношение ко ввозу на территорию страны отработанного ядерного топлива. Два других законопроекта – "Об охране окружающей среды" и "Об использовании атомной энергии", входящие в "ядерный пакет", попали на стол президенту даже без обсуждения в СФ. В том, что все три проекта в течение месяца (как того требует закон) будут одобрены президентом РФ, сомнений практически не возникает.

Напомним, что данный пакет законов разрешает ввоз и хранение зарубежного ОЯТ на территории России в течение 30 лет. Наша страна будет принимать ОЯТ по цене $800-1500 за килограмм. Причем, как заявил в своем выступлении на Совете Федерации министр по атомной энергетике Александр Румянцев, первые $250 млн., полученные от ввоза, пойдут на расширение специально оборудованных хранилищ отработанного ядерного топлива.

Идея ввоза ОЯТ вызывает в России весьма неоднозначную реакцию. Многие СМИ и т.н. "зеленые" движения и организации продолжают говорить об опасности и недопустимости подобных действий.

На самом деле опасения относительно предстоящего ввоза ОЯТ на порядок преувеличены и порой доводятся до абсурда малокомпетентными или не заинтересованными в объективном освещении данного вопроса людьми. Хотелось бы еще раз обратить внимание сомневающихся на ряд моментов, о которых предпочитают умалчивать большинство т.н. "экологов". Во-первых, отработанное ядерное топливо (ОЯТ) не имеет ничего общего с ядерными отходами, за которые его почему-то постоянно хотят выдать, – это абсолютно разные технологические понятия. Соответственно, о ввозе отходов, а тем более их захоронении на территории России речи не идет. Во-вторых, зачастую в качестве контраргумента приводят тот факт, что российские перерабатывающие мощности полностью загружены отечественным отработанным топливом и не в состоянии принять иностранное. Но и ввозимое ОЯТ в ближайшее время никто не собирается перерабатывать: оно должно быть помещено в специальные хранилища, которые в дальнейшем будут расширяться. Расширение и строительство новых оборудованных хранилищ, в отличие от наращивания мощностей по переработке, не требует неподъемных капитальных вложений, о которых говорил горячий противник идеи ввоза кемеровский губернатор Аман Тулеев. На сегодняшний день в России нет практической необходимости заниматься скорейшей переработкой ОЯТ, хотя бы по причине наличия достаточного количества топлива для нынешнего поколения действующих реакторов. Добытое же из ОЯТ топливо будет использоваться преимущественно в более совершенных и безопасных реакторах нового поколения, работающих на быстрых нейтронах.

Вряд ли обоснованы и опасения относительно возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций при транспортировке и хранении ОЯТ. В мире (и Россия не является здесь исключением) существуют наработанные приемы и технологии, о совершенстве которых говорит отсутствие каких-либо ЧП за всю историю обращения с ОЯТ. Более того, Великобритания и Франция осуществляют доставку на свою территорию отработанного топлива морским путем, с Дальнего Востока. И ни разу за время длительных "путешествий" ОЯТ через полмира не возникало никаких проблем с безопасностью. В России контроль за безопасностью также находится на высоком уровне. Дело в том, что, в отличие от отработанных элементов реакторов атомных подводных лодок, контроль за перемещением и хранением которых затруднен из-за наличия элементов секретности, ОЯТ с гражданских, тем более иностранных, объектов достаточно легко контролируется соответствующими организациями.

Что касается контроля за финансовой стороной этого вопроса, то дело здесь будет обстоять не хуже, а может быть, даже и лучше, нежели с исполнением других проектов подобного значения и масштаба. Так, например, спикер Совета Федерации Егор Строев отметил, что президент не исключил возможности создания специальной парламентской комиссии с привлечением специалистов по ОЯТ. Эта комиссия должна будет осуществлять контроль за всеми сделками по ввозу в Россию отработанного ядерного топлива.

Одним словом, принятое решение способствует формированию задела на будущее для российской энергетики и позиционированию России как страны, предоставляющей высокотехнологические услуги. К сожалению, атомная энергетика остается одной из немногих сфер высоких технологий, в которых мы хоть что-то еще собой представляем.


Другое событие, о котором также следует упомянуть, это прошедшее на минувшей неделе общее собрание акционеров ОАО "Газпром". Несмотря на дух скандала, витавший в воздухе в преддверии этого события, никаких неожиданностей не произошло. Фактически общее собрание закрепило первенство государства в деле управления крупнейшей монополией; кроме того, до сведения акционеров были доведены результаты работы компании, которые, заметим, оказались весьма оптимистичными. Также были приняты изменения в уставе компании. Так, например, из него изъято положение, запрещавшее покупку более 3% акций "Газпрома" на одно имя без письменного разрешения правления компании. Изменилась и процедура досрочного прекращения полномочий председателя или членов правления АО – теперь это можно осуществить простым большинством голосов в совете директоров.

Вот так будет выглядеть состав нового совета директоров компании:

От менеджмента компании:
Рем Вяхирев (глава "Российского газового общества"),
Вячеслав Шеремет (первый зампред правления "Газпрома"),
Виктор Тарасов (президент ПФ "Газфонд")

От миноритарных акционеров:
Борис Федоров (акционер "Газпрома"),
Буркхард Бергманн (зампред правления немецкой газовой компании "Ruhrgas")

От государства:
Фарит Газизуллин (министр имущественных отношений),
Герман Греф (министр экономического развития и торговли),
Александра Левицкая (зам. главы аппарата правительства),
Дмитрий Медведев (зам. главы администрации президента),
Виктор Христенко (вице-премьер),
Илья Южанов (министр по антимонопольной политике)

Судя по фамилиям в последней категории членов совета директоров, правительственное влияние в "Газпроме" заметно возрастет. Что, безусловно, очень хороший признак, так как должно позволить сделать подконтрольными государству все процессы, происходящие в компании, являющейся крупнейшим поставщиком бюджетных доходов.

Некоторое замешательство вызвала персона Рема Вяхирева, возглавившего совет директоров, что даже повлекло за собой незначительные продажи акций "Газпрома" на МФБ. Однако в целом это назначение было ожидаемым, а потому сколько-нибудь существенно на общих настроениях акционеров не отразилось.

Ну, а сможет ли государство на сей раз воспользоваться своим положением и заставить "Газпром" работать исключительно на интересы страны, покажет только время.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей