Грузите алюминий банками...

Читать в полной версии →
Защитив отечественных металлургов от антидемпинговых расследований за рубежом, Россия стала бороться с демпингом на своей территории. Началось с алюминиевых банок

В России фактически введен запрет на импорт алюминиевых банок. Ставка тарифа осталась прежней (20%), но размер пошлины теперь должен составлять не менее 41 евро за 1000 банок. Последнее условие равносильно запрету на ввоз в страну алюминиевой тары. Такое решение приняла правительственная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле после проведения антидемпингового расследования.

До сих пор привычной была обратная ситуация: в различных странах возбуждались дела против российских металлургов, чья продукция продавалась по ценам гораздо ниже мировых. Застрельщиком стали Соединенные Штаты, чьи металлурги терпели немалые убытки от захвата рынка русскими. Достаточно долгое время расследования заканчивались введением запретительных пошлин на российскую сталь, что волновало, пожалуй, только самих производителей. Но когда волна антидемпинговых расследований докатилась до азиатского региона (вопрос о заниженной цене российской стали рассматривался даже Китаем), стало понятно, что российскую металлургию могут просто выдавить с мирового рынка. Вопрос защиты производителей стали стал решаться на правительственном уровне, и последние два года интересы отечественных экспортеров удавалось отстаивать достаточно эффективно.

Теперь, пожалуй, мы наблюдаем следующий этап защиты отечественной промышленности. До сих пор о запретительных пошлинах говорилось лишь в отношении подержанных иномарок. О защите отечественного автопрома при этом можно говорить весьма условно: скорее, это защитная мера для автомобильного лобби, которое получает возможность продолжать выпуск устаревшей продукции, одновременно повышая цены. Что касается реальной защиты динамично развивающегося бизнеса, то Россия в этом преуспевала не больше Занзибара. В этом отношении запрет на импорт алюминиевых банок является многообещающим прецедентом.

В последнее время потребление алюминия в России упало ниже некуда (из всего произведенного в стране алюминия на внутренний рынок идет только 2-4%), темпы увеличения экспорта замедлились. А здесь – бурно развивающаяся пивоваренная и другая пищевая промышленность, которой остро не хватает тары.

Два российских баночных завода, "РОСТАР" и Rexam, потратили 4 млн. долл. на популяризацию баночного пива. На рекламирование потребления пива в алюминиевых банках клюнули несколько пивзаводов, среди которых крупнейший контракт на поставку банок заключила "Балтика". Однако контракт достался вовсе не тем, кто оплачивал рекламные ролики, а... польским производителям. Ошарашенные таким поворотам дел, заводы инициировали антидемпинговое расследование. Правительственная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле такое расследование провела и установила, что Польша дотирует экспорт тары. В результате было принято решение ввести повышенный тариф минимум на полгода.

Теперь "Балтика" будет покупать тару на внутреннем рынке. Соответствующий контракт с "РОСТАРом" на 2002 г. уже заключен. Более того, "РОСТАР" в течение двух лет собирается вложить примерно 70 млн. долл. в модернизацию производства и установку новой линии по выпуску алюминиевой тары. Rexam тоже не остался в накладе: запрет на импорт алюминиевых банок позволяет ему "окучить" тех пивоваров, которые только собираются переходить на выпуск баночного пива.

О сумме контракта "РОСТАРа" с "Балтикой" не сообщается, но в 2001 г. продажи пива в банках в стране удвоились, достигнув 5,6% от общего объема рынка, и половина этой доли приходится на продукцию "Балтики". При этом надо заметить, что с начала года цены на Лондонской бирже металлов (LME) постоянно росли: алюминий подорожал с $1395 за тонну до $1463, медь – с $1550 до $1628. Если рост цен продолжится, российские алюминщики получат неплохой гешефт от экспорта, и тогда сохранение запретительных пошлин перестанет быть для них актуальным. Однако даже если через полгода запрет будет снят, импортные банки вряд ли сумеют потеснить российских производителей, которые сейчас торопятся застолбить самые выгодные места.

Татьяна ЮРЬЕВА |
Выбор читателей