Александр Агафонов "Москва" |
Выставка "Серебряная камера" в Московском доме фотографии приурочена к подведению итогов ежегодного конкурса на лучший фоторепортаж о Москве. Конкурс проходит под покровительством правительства Москвы и курируется директором МДФ, энергичнейшей дамой Ольгой Свибловой. "В целях широкой популяризации отечественного фотоискусства и поддержки творчества московских фотографов, а также создания фотолетописи современной жизни российской столицы и сохранения ее исторического наследия". С пятью тысячами "зеленых" в качестве специального приза. В трех номинациях – "Архитектура", "Лица" и "Репортаж". Дело, можно сказать, протокольное, денежное и политически важное.
Но фотохудожники в этом не виноваты. Фотохудожники ищут свет, тени и новые визуальные смыслы.
Смысл "Хорошей архитектуры" Натальи Вороницыной – вообще в отсутствии архитектуры. Хороша она оказывается, когда спит зубами к стенке, завернутая в пеленки. Такие беленькие, голубенькие и зелененькие свивальнички, которыми закутывают фасады строящихся и перестраивающихся домов. Кокончики, из которых потом вылупляются свеженькие, блестящие и сильно прибавившие в цене сооружения.
Владимир Мишуков "Любовное проявление" |
Илья Кейтельгиссер, третий призер в "Репортаже" и победитель прошлогоднего конкурса, снимает черно-белую Москву. Архитектурные новоделы и затесавшиеся в кадр рекламные надписи придают ироничный вид старым московским улицам. На Тверской, где "м-м-м Данон", маленькая бабка с клюкой просит милостыню, опершись на рекламную тумбочку водки "Флагман" – "За успех в Новом году!". На Большой Садовой мчатся, спешат в светлое будущее машины – к растяжке с огромным словом "Феличита". Мрачноватый зимний Камергерский утирается огромным панно "Добро пожаловать в Болгарию". В конце Пожарского переулка плывет в деревьях маленькая трогательная фигурка в лодочке, церетелиевский Петр.
У Галины Москалевой, лауреата прошлого конкурса, в "Хлебозаводе" могучие тетехи месят тесто на фоне трубных хлебозаводных потрохов. Поджаристо вспухает марсианская поверхность каравая. Все нереально, как MTG-игры. И фантастически мерцающий желтый лаковый батон с отрубями выглядит артефактом.
Вот Елена Самородова (второе место в "Репортаже") снимает "Выходной". Мама, папа, сын, завтрак, метро, эскалатор, Красная площадь... "Денискины рассказы" сорок лет спустя, но для окошка объектива реальность почти не изменилась. Манная каша, бутерброд с сыром, а потом – "Одевайся, сынок, идем на прогулку в Кремль!".
Александр Тягны-Рядно фотографирует ангары и самолеты. Самолетик, вырвавшись их ангара на взлетную полосу, похож на стальную брошку с огнями-янтарями.
Серия "Снизу вверх" серебряного призера в "Архитектуре" Юрия Аввакумова: строительные леса, лесенки, металлические растяжки, столбы с распорками, сетки металлоконструкций – большое хозяйство огромного городского металлического паука.
Валерий Щеколдин "Юность Москвы" |
Две серии Семена Файбисовича – "Симметрия" и "Киоскерши" – как лед и пламень. Плафоны, арки, своды в метро – все черно-бело, попарно, зеркально, симметрично, все наполнено металлическим блеском и космическим смыслом. Развесело-яркие "Киоскерши" – "кольорови ярмарки" Марыли Радович: пухлые лоточницы в пестром обрамлении шоколадок, колготок и чупачупсов. Но Файбисовичу, как и в прошлый раз, премий ни в какой номинации не досталось.
А занявший второе место в "Лицах" Игорь Мухин демонстрирует нам "Трудовую Москву". Профсоюзный лидер, Рабочий, Машинист, Сантехник – все персонажи сочны, фактурны и серьезны до чрезвычайности. Видимо, осознавая размер главной премии. Которую получил Павел Кассин за серию цветных портретов Александра Солженицына. Против такой бороды, конечно, устоять трудно. А Мухину первую премию уже давали на прошлой "Камере".
Вот наш коллега, журналист из Газеты.Ру, отметил, что правды жизни на "Серебряной камере" – наркоманов, бомжей, милиционеров, притесняющих кавказцев, – в фоторепортажах маловато будет. Согласимся. Маловато было. Может быть, если кто-нибудь организует специальный конкурс – "Скрытая камера" или "Голый объектив", то правды наснимают – от души. Если, конечно, найдется спонсор.
А выставка в МДФ продлится до 27 февраля. Будете на Остоженке – заходите. Дом 16. На сайте тоже есть часть победивших работ, но качество, как вы понимаете, не то.