Любимый город можно снять спокойно

"Серебряная камера": победили Лукойл и Солженицын, ритмы Европы и любовные проявления. Фотохудожники ищут новые визуальные смыслы в старых улицах столицы. За пять тысяч долларов от мэрии Москвы.

Александр Агафонов "Москва"
Каким бы придворно-коммерческим поводом ни была вызвана к жизни выставка фотографий о Москве, поглазеть на изображения любимого города интересно всегда. Самому обычному москвичу, владельцу скромной корейской "мыльницы", не посвященному в тонкости брекетинга и экспокоррекции, приятно вспомнить, что именно тут, в замоскворецкой подворотне, он целовался на заре туманной юности с девочкой Катей. А у этого вот каменного истукана сам в детстве пытался отобрать пистолет системы наган, а здесь, на Сухаревке, только вчера поедал суши. А вон там, на Волхонке, точно так же мог переходить дорогу третьего дня – и замер бы таким же черно-белым идиотом, с поднятой рукой, задранной ногой, развевающимся галстуком и перекошенным лицом. Запечатленный "Серебряной камерой".

Выставка "Серебряная камера" в Московском доме фотографии приурочена к подведению итогов ежегодного конкурса на лучший фоторепортаж о Москве. Конкурс проходит под покровительством правительства Москвы и курируется директором МДФ, энергичнейшей дамой Ольгой Свибловой. "В целях широкой популяризации отечественного фотоискусства и поддержки творчества московских фотографов, а также создания фотолетописи современной жизни российской столицы и сохранения ее исторического наследия". С пятью тысячами "зеленых" в качестве специального приза. В трех номинациях – "Архитектура", "Лица" и "Репортаж". Дело, можно сказать, протокольное, денежное и политически важное.

Но фотохудожники в этом не виноваты. Фотохудожники ищут свет, тени и новые визуальные смыслы.

Смысл "Хорошей архитектуры" Натальи Вороницыной – вообще в отсутствии архитектуры. Хороша она оказывается, когда спит зубами к стенке, завернутая в пеленки. Такие беленькие, голубенькие и зелененькие свивальнички, которыми закутывают фасады строящихся и перестраивающихся домов. Кокончики, из которых потом вылупляются свеженькие, блестящие и сильно прибавившие в цене сооружения.

Владимир Мишуков "Любовное проявление"
Такие, как на фотографиях победителя в номинации "Архитектура" Александра Абазы. Абаза среди скромных городских репортажей монументален, как броневик в песочнице. Университет и каменные морды его статуй. "Лукойл", Центробанк, "Алые паруса". Стекло, бетон, нефть.

Илья Кейтельгиссер, третий призер в "Репортаже" и победитель прошлогоднего конкурса, снимает черно-белую Москву. Архитектурные новоделы и затесавшиеся в кадр рекламные надписи придают ироничный вид старым московским улицам. На Тверской, где "м-м-м Данон", маленькая бабка с клюкой просит милостыню, опершись на рекламную тумбочку водки "Флагман" – "За успех в Новом году!". На Большой Садовой мчатся, спешат в светлое будущее машины – к растяжке с огромным словом "Феличита". Мрачноватый зимний Камергерский утирается огромным панно "Добро пожаловать в Болгарию". В конце Пожарского переулка плывет в деревьях маленькая трогательная фигурка в лодочке, церетелиевский Петр.

У Галины Москалевой, лауреата прошлого конкурса, в "Хлебозаводе" могучие тетехи месят тесто на фоне трубных хлебозаводных потрохов. Поджаристо вспухает марсианская поверхность каравая. Все нереально, как MTG-игры. И фантастически мерцающий желтый лаковый батон с отрубями выглядит артефактом.

Вот Елена Самородова (второе место в "Репортаже") снимает "Выходной". Мама, папа, сын, завтрак, метро, эскалатор, Красная площадь... "Денискины рассказы" сорок лет спустя, но для окошка объектива реальность почти не изменилась. Манная каша, бутерброд с сыром, а потом – "Одевайся, сынок, идем на прогулку в Кремль!".

Александр Тягны-Рядно фотографирует ангары и самолеты. Самолетик, вырвавшись их ангара на взлетную полосу, похож на стальную брошку с огнями-янтарями.

Серия "Снизу вверх" серебряного призера в "Архитектуре" Юрия Аввакумова: строительные леса, лесенки, металлические растяжки, столбы с распорками, сетки металлоконструкций – большое хозяйство огромного городского металлического паука.

Валерий Щеколдин "Юность Москвы"
Победитель в "Репортаже" Владимир Мишуков: "В ритме Европы" – коричневые тона кино 60-х. Городские скверы, кофейни, летние кафе, девочка с оленьими глазами за стойкой бара. Мечта шестидесятника. "Любовное проявление" – поцелуи на площадях, фривольные мужские взгляды на женские округлости, тихие женские взгляды в зеркала.

Две серии Семена Файбисовича – "Симметрия" и "Киоскерши" – как лед и пламень. Плафоны, арки, своды в метро – все черно-бело, попарно, зеркально, симметрично, все наполнено металлическим блеском и космическим смыслом. Развесело-яркие "Киоскерши" – "кольорови ярмарки" Марыли Радович: пухлые лоточницы в пестром обрамлении шоколадок, колготок и чупачупсов. Но Файбисовичу, как и в прошлый раз, премий ни в какой номинации не досталось.

А занявший второе место в "Лицах" Игорь Мухин демонстрирует нам "Трудовую Москву". Профсоюзный лидер, Рабочий, Машинист, Сантехник – все персонажи сочны, фактурны и серьезны до чрезвычайности. Видимо, осознавая размер главной премии. Которую получил Павел Кассин за серию цветных портретов Александра Солженицына. Против такой бороды, конечно, устоять трудно. А Мухину первую премию уже давали на прошлой "Камере".

Вот наш коллега, журналист из Газеты.Ру, отметил, что правды жизни на "Серебряной камере" – наркоманов, бомжей, милиционеров, притесняющих кавказцев, – в фоторепортажах маловато будет. Согласимся. Маловато было. Может быть, если кто-нибудь организует специальный конкурс – "Скрытая камера" или "Голый объектив", то правды наснимают – от души. Если, конечно, найдется спонсор.

А выставка в МДФ продлится до 27 февраля. Будете на Остоженке – заходите. Дом 16. На сайте тоже есть часть победивших работ, но качество, как вы понимаете, не то.

Читайте также

Выбор читателей