В современном мире для того, чтобы определить величину компании, часто используется показатель капитализации. Однако рыночная стоимость компании зачастую являет собой показатель во многом виртуальный. Может быть поэтому наибольших успехов в таких рейтингах и достигали "дутые" компании "новой экономики". Своим взлетом они обязаны колоссальному доверию, оказываемому им фондовым рынком. Во времена наибольшего разогрева американского фондового рынка капитализация многих компаний новой экономики достигала немыслимых высот. Так, в 2000 году капитализация корпораций Microsoft и Cisco взлетала до $0,5 млрд. В то же время их реальный вес в экономике не всегда был под стать рыночной стоимости. Например, объем продаж Cisco в лучшие годы лишь немногим превышал $20 млрд. (т.е. был в 25 раз меньше капитализации).
Понятно, что соотнесение компаний только по величине капитализации смахивает на фикцию. Поэтому для определения крупнейших компаний чаще всего используется показатель объема продаж. И здесь господствуют представители старой и традиционной экономики, которые ни на шаг не подпускают к себе представителей высоких технологий.
Чаще других становился крупнейшим представителем негосударственного бизнеса концерн General Motors. Масштабы бизнеса автогиганта поистине колоссальны. С 1994 года GM ежегодно продает своей продукции более чем на $150 млрд. Бизнес такой величины можно запросто соотносить с экономиками целых стран.
Однако в последние годы появились и новые претенденты на звание "самых-самых". После объединения корпораций Exxon и Mobil на свет появился нефтяной гигант, который всерьез вознамерился отобрать у General Motors знамя лидерства. И ему это удалось: Exxon Mobil стал самой большой мировой корпорацией 2000 года с доходами в $228 млрд. Еще никому и никогда не удавалось достигнуть большего успеха. Максимальные с 1991 года цены на "черное золото" сделали доходы американской корпорации головокружительными. Казалось, превзойти Exxon Mobil уже не сможет никто... Однако затем нефтяные цены устремились вниз, доходы корпораций стала съедать плохая конъюнктура, и в 2001 году Exxon Mobil не смог повторить прошлогоднего результата. А мир узнал нового лидера в бесконечном споре крупнейших. На сей раз в этой роли выступил Wal-Mart. За последние четыре квартала доходы владельца сети супермаркетов вплотную приблизились к $220 млрд., чего хватило для победы над главным конкурентом из Техаса. Прошло время автомобилестроителей и нефтяников, настал черед торговцев.
С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.