Между тем МСК – давний "клиент" антимонопольных органов, неоднократно рассматривавших вопрос о нарушении компанией антимонопольного законодательства. Как правило, дело касалось неоправданных, с точки зрения МАП, преференций московского правительства, которому принадлежит компания, ущемляющих конкуренцию на московском рынке страховых услуг.
Например, Департаментом государственного и муниципального имущества в свое время предписывалось страховать арендуемое городское имущества только через аккредитованные компании в соответствии с условиями, предусмотренными в соглашениях, заключенных ими с Департаментом. При этом обязательно участие в качестве со-страховщика государственного унитарного предприятия "Московская страховая компания" с долей последней 10%, а в Центральном административном округе, где находятся самые лакомые кусочки городского нежилого фонда, – осуществление страхования только через МСК, "РОСНО" и "Спасские ворота". Рассматривались дела и в отношении самой "Московской страховой компании".
Несмотря на то, что, по заявлениям самих представителей МАП, общий язык с МСК находить им все-таки удается, интерес антимонопольных органов к компании не ослабевает. Более того, в конце прошлого года за главными финансовыми структурами московских властей – Банком Москвы и МСК – был установлен особенно жесткий антимонопольный контроль. В связи с этим все ходатайства о получении согласия антимонопольных органов на сделки и уведомления о совершенных сделках с участием указанных организаций с 5 ноября 2001 года рассматриваются только центральным аппаратом МАП. Это же правило действует и в случае заключения соглашений, ведения согласованных действий, а также порядок согласования правовых и иных нормативных актов московских властей, в которых упоминаются Банк Москвы и МСК.
В связи с этим интересно, явится назначение Владимира Кругляка председателем Московской ассоциации страховщиков усилением конфронтации антимонопольных органов и московского правительства на ниве финансовых услуг или станет сближением точек зрения московских страховщиков и МАП на конкуренцию в этой области.
Ведь, с одной стороны, и МСК, и московское правительство в целом теперь получают мощный рычаг воздействия на весь московский страховой рынок. И, соответственно, соблазн воспользоваться им для "регулирования" этого рынка в соответствии со своими взглядами. Которые, как уже неоднократно показывали события, не всегда совпадают со взглядами МАП и Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. При этом решения саморегулирующейся организации, каковой является МАС, "подвести под статью" гораздо труднее, нежели решения властных органов либо действия хозяйствующих субъектов, нарушающие конкуренцию.
С другой стороны, Владимиру Кругляку есть чем поделиться с коллегами в отношении "тяжелой длани" антимонопольного ведомства, дабы предупредить их от опрометчивых шагов. К тому же, согласно решению собрания МАС, председатель теперь должен освобождаться от работы в конкретной страховой компании – и Владимир Кругляк подтвердил свое решение оставить пост в МСК. Следовательно, новому председателю придется учитывать интересы всех компаний, входящих в ассоциацию, а среди них есть и те, которые в свое время выражали недовольство монополизмом МСК на московском рынке страхования.