Микки-Маус под пятой Шрека

Читать в полной версии →
Можно заставить человека заправлять автомобиль одним и тем же бензином, есть по утрам гамбургеры, но смотреть изо дня в день пускай самый блистательный киношедевр зритель не в состоянии даже под страхом смерти

Индустрия развлечений – это бизнес, эффективность работы которого зависит не только от размеров компании, но и от ее мобильности. Можно заставить человека заправлять автомобиль все время одним и тем же бензином, есть по утрам гамбургеры, но смотреть изо дня в день пускай самый блистательный киношедевр зритель не в состоянии даже под страхом смерти. Это хорошо знают руководители медиахолдингов, которые постоянно выводят в широкое плавание все новые и новые проекты. Промедление в этом вопросе может быть смерти подобно.

Однако не только конвейер фильмов, телешоу и новостей определяет состояние компаний медийного бизнеса. В структуре их доходов важное место занимает использование образа виртуальных героев для создания реальных дензнаков (издательский бизнес, производство сувениров, игр и прочих сопутствующих товаров). В случае с компанией Walt Disney и вовсе можно говорить о многоцелевом использовании творческих идей на разных уровнях. Красивая анимационная или кинематографическая история становится базой для выпуска печатной продукции, сувениров и непременно находит свое отражение в парке развлечений. От того, насколько красива эта история и впечатляющ герой, зависит работа практически всего холдинга. Если успех не сопутствует лентам студии в кинотеатрах, то компании не стоит ждать лучших времен. Кризис исчерпания идей неминуемо ведет к катастрофическим последствиям.

Walt Disney Co. является одним из ключевых игроков мирового медиабизнеса. В число активов компании входит не только легендарная анимационная студия Уолта Диснея и Диснейленд. Компания занимается производством кинофильмов на студиях Miramax и Touchstone Pictures, владеет одним из самых популярных в США каналов телевидения ABC. Не забывает Walt Disney Co. и про спорт. Так, в составе медиахолдинга теперь и команда НХЛ "Анахайм" (aka "Могучие утки").

Все это, конечно, прекрасно. Да только вот без успеха новых премьер, без появления новых героев все эти громадные активы постепенно превращаются в конвейер, работающий вхолостую. Не секрет, что высокая рыночная стоимость большинства представителей индустрии развлечений базируется не только на текущих финансовых успехах, но и на перспективах их развития. Зачастую инвесторы даже закрывают глаза на весьма значительные убытки, если ситуация указывает на то, что компания продолжает развиваться. Например, прошлый год AOL Time Warner закончила с колоссальными убытками в $5 млрд. Впору было бы ожидать рекордного падения на фондовом рынке. Однако котировки акций компании практически избежали обрушения. Курс упал "лишь" на 30%. Поддержку рынку ценных бумаг оказал колоссальный успех премьер – "Гарри Поттера" и "Властелина колец". Этот пример показывает, насколько важны на фондовом рынке эмоции.

Walt Disney пока далека от финансового кризиса. Прошлый год принес компании пусть и небольшие, но прибыли. Акции чувствуют себя стабильно, упав значительно (на 25%) только после событий 11 сентября. Однако в последнее время стали заметны некоторые признаки того, что дела у фирмы идут не так уж гладко. В первую очередь это проявляется в ухудшении ее конкурентных преимуществ. Walt Disney начинает проигрывать даже на рынке анимационной продукции. После диснеевских "Короля льва" и "Истории игрушек" миру явился Шрек, и теперь вовсе не факт, что Walt Disney будет оставаться законодателем мод в коммерческой мультипликации. По крайней мере, в 2001 году зеленый очаровашка от компании Dream Works собрал 8 из 12 призов "Энни", вручаемых Международным обществом анимационного кино.

Еще более удручают инвесторов проблемы с руководством Walt Disney. Никто, конечно, не сомневается в профессионализме Марка Эйснера, поднявшего холдинг с колен 18 лет назад. Однако все чаще ему в вину вменяется неспособность сохранить кадры. В этом плане наиболее поучительна история с Джефри Катценбергом, руководившим ранее студией Disney. С его именем были связаны практически все самые известные и нашумевшие премьеры компании Walt Disney в ее современном обличии – "Русалочка", "Аладдин" и "Король лев". Сложно сказать, кто был более виновен в скандале, разразившемся в 1994 году, – компания, отказавшаяся платить надбавки, или Катценберг, покинувший Walt Disney за два года до срока окончания контракта. Но факт остается фактом – профессионал оказался потерян. Причем Катценберг не просто ушел – он стал одним из руководителей Dream Works Стивена Спилберга. Отторгнутая частица материнской компании начала собственную жизнь и смогла не только составить конкуренцию своему родителю, но и нанести сокрушительный удар.

Сегодняшняя ситуация начинает напоминать застой в компании, наступивший после смерти ее основателя – Уолта Диснея. Смутный период продолжался десятилетия вплоть до 1984 года – когда у руля встал нынешний глава Марк Эйснер. В те нелегкие годы Walt Disney практически не развивалась, зарабатывая на жизнь тиражированием продукции стародавних времен. Очень не хотелось бы, чтобы легендарная компания опять превратилась в коммерческого распорядителя драгоценных архивов.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей