8 женщин (8 femmes)
Франция, 2002
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Катрин Денев, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан, Вирджини Ледуайен, Даниэль Дарье, Фирмин Ришар, Людвин Санье
Российские синефилы узнали о существовании Озона в 2000 году, когда в отечественный прокат сначала вышел триллер "Криминальные любовники", повествующий о двух сексуально озабоченных подростках-убийцах, затем полуфантастический "Крысятник" (в оригинале "Sitcom"), в котором Озон великолепно обыгрывает жанровые клише этих самых "ситкомов" – непременные элементы хоррора, фэнтези, романтического фильма и того, что называют gore film (фильмы с запекшейся кровью). Чуть позже появилась и отмеченная берлинским розово-голубым призом лента "Капли дождя на раскаленных камнях" – снятая по пьесе Фассбиндера история об утонченном гомосексуалисте, превращающем своих любовников в жалких рабов и получающем безраздельную власть не только над их телами, но и судьбами. Еще не так давно по ТВ показали несколько короткометражек Озона из сборника "Мажоретки в космосе" 1997 года: "Маленькая смерть", "Летнее платье" и "Увидеть море". При всей своей скандальности, фильмы Озона, однако, не выходят за рамки традиции европейской киношколы. Разве что к французской глубине у Озона присоединяется еще и голливудское совершенство формы. Сам режиссер однажды заявил, что стремится снимать аморальное кино лишь затем, чтобы изменить взгляды и сознание зрителя. Что ж, похвально, хотя и не лишено некоторого кокетства...
В "8 женщинах" излюбленных озоновских экстремалов и маргиналов сменяют более-менее привычные женские образы. Более-менее потому, что даже классическая пьеса Роберта Тома в интерпретации Озона не обошлась без некоторой доли эксцентрики: уже на следующий день после февральской фестивальной премьеры фильма кинокритики только и обсуждали, что двусмысленный поцелуй Фанни Ардан и Катрин Денев и степень присутствия в картине самого Озона – очевидно, в образе убитого. Меня лично всегда поражало упорство, с которым СМИ во всем мире талантливых диагностов превращают в гей-идолов. Но это в скобках.
Итак, "8 женщин" сняты по старинной и уже давно забытой во Франции пьесе Роберта Тома. Кстати говоря, в России это произведение знают и сегодня, по крайней мере театралы: пару лет назад на сцене "Сатиры" был поставлен спектакль "8 любящих женщин" с Валентиной Шарыкиной в главной роли. Действие в этом комедийном триллере разворачивается в Сочельник на роскошной уединенной вилле. Ее хозяина-миллионера находят мертвым, и в убийстве подозреваются восемь женщин, у каждой из которых был свой мотив для преступления.
Собственно говоря, "8 женщин" Озона интересны не столько интригой (развязка пьесы, кстати, после просмотра отечественного спектакля улетучилась из моей головы почти сразу), сколько исполнением. Идею снять триллер в духе Агаты Кристи и с одними только женщинами Озон вынашивал несколько лет. Сначала режиссеру не удался проект римейка кьюкоровских "Женщин", который он изначально собирался переделать в мюзикл. Но права на римейк оказались в руках Голливуда, и от задумки пришлось отказаться. А жаль: "Женщины" Кьюкора в интерпретации Озона могли бы запросто получить вторую жизнь, и, возможно, по стилю этот фильм более подходил бы под общую идею "8 женщин". С другой стороны, карикатурность пьесы Тома позволила Озону по-иному реализовать свой замысел – всем своим актрисами режиссер в начале съемок дал установку: кино, в котором им предстояло играть, – своего рода документальный фильм про них самих, актрис, которые просто-напросто выполняют свою актерскую работу.
И коротко о главном: Озон все-таки добился своего и превратил детектив в мюзикл. Все актрисы в фильме поют, даже те, которым этого делать бы не следовало. Все музыкальные интервенции были подобраны самим режиссером; в основном это классика, за исключением малоизвестной песенки 80-х "Орел или решка". Элементы мюзикла сделали новый замысел Озона обаятельным, чего не скажешь о его прежних картинах. Теперь у него есть всё: триллер, фантастика, драма, философские притчи... и оригинальный во всех отношениях мюзикл.
Официальная премьера в российском прокате состоится 27 июня 2002 года.