Дневные красавицы

В конце июня в прокат выходит новый фильм знаменитого французского режиссера Франсуа Озона "8 женщин". Российская премьера состоится в рамках XXIV ММКФ

8 женщин (8 femmes)
Франция, 2002
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Катрин Денев, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан, Вирджини Ледуайен, Даниэль Дарье, Фирмин Ришар, Людвин Санье


Франсуа Озону всего 35 лет от роду, но он невероятно старомоден: его постмодернистские, нонконформистские картины насквозь пропитаны эстетикой Алена Рене, Франсуа Трюффо, Пазолини, Бергмана... даже отчасти Джонни Уотреса. Пока, правда, Озон из всех возможных кинонаград обладает лишь медвежонком Тедди, которого в ходе Берлинского киносмотра 2000 ему подарили за "Капли дождя на раскаленных камнях" как за лучший фильм с гомосексуальной тематикой. На последнем Берлинском его новая картина "8 женщин" получила приз только в номинации "Актерский ансамбль", хотя по кассовым сборам за первый уик-энд проката лента побила "Амели" и все 103 фильма с участием Катрин Денев...

Российские синефилы узнали о существовании Озона в 2000 году, когда в отечественный прокат сначала вышел триллер "Криминальные любовники", повествующий о двух сексуально озабоченных подростках-убийцах, затем полуфантастический "Крысятник" (в оригинале "Sitcom"), в котором Озон великолепно обыгрывает жанровые клише этих самых "ситкомов" – непременные элементы хоррора, фэнтези, романтического фильма и того, что называют gore film (фильмы с запекшейся кровью). Чуть позже появилась и отмеченная берлинским розово-голубым призом лента "Капли дождя на раскаленных камнях" – снятая по пьесе Фассбиндера история об утонченном гомосексуалисте, превращающем своих любовников в жалких рабов и получающем безраздельную власть не только над их телами, но и судьбами. Еще не так давно по ТВ показали несколько короткометражек Озона из сборника "Мажоретки в космосе" 1997 года: "Маленькая смерть", "Летнее платье" и "Увидеть море". При всей своей скандальности, фильмы Озона, однако, не выходят за рамки традиции европейской киношколы. Разве что к французской глубине у Озона присоединяется еще и голливудское совершенство формы. Сам режиссер однажды заявил, что стремится снимать аморальное кино лишь затем, чтобы изменить взгляды и сознание зрителя. Что ж, похвально, хотя и не лишено некоторого кокетства...

Его фильмы идут исключительно в категории "Другое кино", их показывают поздно ночью, когда на людей с расшатанными нервами уже подействовали бензодиазапины. Красивая игра у Озона соединяется с шокирующей тематикой – в результате получается кино, где только на первый взгляд все вроде бы понарошку. На самом же деле, эпатаж здесь не стратегия, а самая настоящая "правда жизни"... опасная, как вы понимаете, для чувствительных натур.

В "8 женщинах" излюбленных озоновских экстремалов и маргиналов сменяют более-менее привычные женские образы. Более-менее потому, что даже классическая пьеса Роберта Тома в интерпретации Озона не обошлась без некоторой доли эксцентрики: уже на следующий день после февральской фестивальной премьеры фильма кинокритики только и обсуждали, что двусмысленный поцелуй Фанни Ардан и Катрин Денев и степень присутствия в картине самого Озона – очевидно, в образе убитого. Меня лично всегда поражало упорство, с которым СМИ во всем мире талантливых диагностов превращают в гей-идолов. Но это в скобках.

Итак, "8 женщин" сняты по старинной и уже давно забытой во Франции пьесе Роберта Тома. Кстати говоря, в России это произведение знают и сегодня, по крайней мере театралы: пару лет назад на сцене "Сатиры" был поставлен спектакль "8 любящих женщин" с Валентиной Шарыкиной в главной роли. Действие в этом комедийном триллере разворачивается в Сочельник на роскошной уединенной вилле. Ее хозяина-миллионера находят мертвым, и в убийстве подозреваются восемь женщин, у каждой из которых был свой мотив для преступления.

8 женщин – старуха-теща, жена, сестра жены, сестра, две дочери, горничная и негритянка-домохозяйка – в гостиной заваленного со всех сторон снегом особняка пытаются самостоятельно разобраться, кто же из них заколол ножом отца семейства. Естественно, на изолированной снегопадом вилле перерезаны все телефонные провода...

Собственно говоря, "8 женщин" Озона интересны не столько интригой (развязка пьесы, кстати, после просмотра отечественного спектакля улетучилась из моей головы почти сразу), сколько исполнением. Идею снять триллер в духе Агаты Кристи и с одними только женщинами Озон вынашивал несколько лет. Сначала режиссеру не удался проект римейка кьюкоровских "Женщин", который он изначально собирался переделать в мюзикл. Но права на римейк оказались в руках Голливуда, и от задумки пришлось отказаться. А жаль: "Женщины" Кьюкора в интерпретации Озона могли бы запросто получить вторую жизнь, и, возможно, по стилю этот фильм более подходил бы под общую идею "8 женщин". С другой стороны, карикатурность пьесы Тома позволила Озону по-иному реализовать свой замысел – всем своим актрисами режиссер в начале съемок дал установку: кино, в котором им предстояло играть, – своего рода документальный фильм про них самих, актрис, которые просто-напросто выполняют свою актерскую работу.

Действие пьесы Тома разворачивается в 50-е годы прошлого столетия – переломный момент в мировой истории. В послевоенные годы в Европе все больше чувствовалось влияние американского образа жизни, который раскрепостил женщин и в одежде, и в поведении. К тому же, пятидесятые – время, когда известные актрисы становились образцом для подражания среди молодых людей. Стык эпох вызывал конфликты между поколениями: самоуверенная молодежь (во Франции это были в основном приверженцы экзистенциалистов) 50-х хотела отличаться от всех окружающих, подражать аутсайдерам и маргиналам. Старшее поколение не желало адаптироваться в новом обществе. Свою Пьеретту – сестру убитого, одинокую и распущенную парижскую танцовщицу – Ардан, к примеру, скопировала с Иды Лупино, чей скандальный кинообраз предвосхитил в свое время сексуальную революцию. Что же касается самих актрис "8 женщин", то каждая из них также является представительницей отдельной эпохи – как в кино, так и в жизни. К примеру, Даниэль Дарье, появившаяся в кино еще в 1931 году, – мать Денев. Людвин Санье, младшая дочь убитого и самая юная актриса, известна сегодня во Франции по озоновским же "Каплям...", в которых играла белокурую подружку Франца. И социальный статус, и характер формируют у Озона поведение каждой из потенциальных убийц в фильме, возраст и амплуа каждой из восьми звездных актрис определяют в нем их роль...

И коротко о главном: Озон все-таки добился своего и превратил детектив в мюзикл. Все актрисы в фильме поют, даже те, которым этого делать бы не следовало. Все музыкальные интервенции были подобраны самим режиссером; в основном это классика, за исключением малоизвестной песенки 80-х "Орел или решка". Элементы мюзикла сделали новый замысел Озона обаятельным, чего не скажешь о его прежних картинах. Теперь у него есть всё: триллер, фантастика, драма, философские притчи... и оригинальный во всех отношениях мюзикл.


Официальная премьера в российском прокате состоится 27 июня 2002 года.

Выбор читателей