"Нам нужны девственные картины"

Завтра стартует ХХIV Московский кинофестиваль. Накануне открытия корреспондент "Yтра" побеседовала с Кириллом Разлоговым – профессором-искусствоведом, директором кинопрограмм этого международного смотра

Завтра стартует ХХIV Московский кинофестиваль. Накануне открытия корреспондент "Yтра" побеседовала с Кириллом Разлоговым – профессором-искусствоведом, директором кинопрограмм этого международного смотра.


"YTPO": Кирилл Эмильевич, в чем, на Ваш взгляд, особенности московского кинофорума? Уделяется ли особое внимание отечественному кино и культуре в целом или это не главное при выборе картин?

Кирилл Разлогов: Сегодня идет процесс интернационализации киноискусства, и связь с российской культурой не всегда проявляется впрямую. Есть фильмы, которые делались в России и финансировались в России, хотя по сути они интернациональны. Например, любимая мною российско-финская картина "Кукушка" А.Рогожкина. В фильме один герой финн, другой – русский, героиня – саамка, а диалоги идут на трех языках. Другая картина – "Одиночество крови" – режиссерский дебют Романа Прыгунова (сына известного актера Льва Прыгунова). Главную роль исполняет литовская актриса Ингеборге Дапкунайте, которая живет в Англии.

"Чеховские мотивы" – и вовсе российско-украинская. Режиссер Кира Муратова – румынка по происхождению, живет в Одессе, в городе транснациональной культуры. Картина финансировалась в основном в России, хотя производства она украинского.

В конкурсной программе фестиваля представлена русская классическая литература: кроме фильма Муратовой есть экранизация романа Толстого "Воскресенье", снятая знаменитыми итальянскими кинорежиссерами – братьями Тавиани.

Во внеконкурсной программе будет экранизация романа "Преступление и наказание", сделанная знаменитым продюсером и режиссером Менахенем Голаном. Картина "В движении" (режиссер – Янковский-младший, главная роль – Бондарчук-младший, продюсер – Михалков-младший), на мой взгляд, навеяна воспоминаниями о "Сладкой жизни" Феллини и перенесена на российскую почву. Картина воплощает в себе ту новую тенденцию, которую я называю ново-русской тематикой и ново-русской эстетикой. Почему я считаю это новой тенденцией? Ранее тематика, связанная с жизнью людей, для которых материальный вопрос в жизни решен, подавалась исключительно в криминальном варианте. И хотя в фильме есть уголовные элементы, они уже не играют решающую роль в жизни "новых русских". Духовные муки и поиск истины – вот основные образы картин "Упасть вверх" режиссера А.Стриженова и "В движении" Ф.Янковского. Мне кажется, что эта тенденция в нашем кино относительно новая и впервые проявилась в такой довольно яркой оболочке в режиссерских дебютах.

В музее кино будет показана ретроспектива "Неизвестный Барнет", а в программе "Семейный бизнес" будут представлены фильмы с участием знаменитых членов семьи Григория Чухрая.

"Y": Можно ли назвать Московский фестиваль элитарным?

K.P.: Я бы не сказал, что Московский фестиваль, как и остальные фестивали группы "А", элитарный. Часто мы злоупотребляем термином "элита". Каждый крупный кинофестиваль – Берлинский, Каннский, Венецианский и наш, Московский – имеет свою традицию, свою историю и свой облик, который меняется со временем. Наиболее жесткую, коммерческую линию выдерживают Канны, превратившиеся в шоу, где коммерческое начало играет очень важную роль.

Берлинский фестиваль переживает кризисный период, потому что его функция своеобразного моста между Востоком и Западом в годы "холодной войны" ныне потеряла всякую актуальность. Перманентный кризис связан и с Венецианским фестивалем, но у него есть традиция – это открытость новым странам и регионам. Крупные кинематографисты из периферийных стран Европы, например, из Скандинавии, а также из Индии, Японии или России попадали в сферу внимания западноевропейской и американской критики благодаря Венецианскому фестивалю. Вместе с тем, этот фестиваль испытывает сейчас большие экономические и политические сложности, особенно в связи с изменениями в итальянском правительстве.

Совсем другой облик, например, у Каирского или у Шанхайского фестиваля.

А что касается фестивалей группы "А", то они должны удовлетворять трем основным требованиям, которые выдвигает международная организация кинопродюсеров.

"Y": И каковы эти требования? В чем отличие других международных кинофестивалей от Московского?

K.P.: Первое условие – должен быть общий конкурс полнометражных фильмов, в том числе и неигровых. Как известно, на последнем фестивале в Берлине главный приз получил не игровой фильм, а мультипликационная лента, которая будет показана на Московском кинофестивале вне конкурса. В Каннах один из призов получил документальный фильм. Более того, Каннский фестиваль совершил маленькую революцию, допуская и даже предпочитая показывать на официальном экране картины в цифровой записи, а не на пленке. В этом ряду оказалась и картина Сокурова "Русский Ковчег", которая была снята в "цифре" и показывалась в "цифре", хотя малые залы дворца не были оснащены такой техникой. В цифровой записи показывалась и новая серия "Звездных войн" Джорджа Лукаса.

Второй принцип, которым руководствуются устроители фестиваля группы "А": там должны демонстрироваться фильмы, не показанные в конкурсах других международных кинофестивалей. Это, пожалуй, самая главная трудность, которая связана именно с этими фестивалями. Каждый кинофестиваль устанавливает для себя все остальные дополнительные ограничения. Есть такие, которые не принимают картины, показанные не только в конкурсе, но и в других секциях фестиваля. Московский фестиваль принадлежит этой группе. Мы не показываем в конкурсе картины, которые были на "двухнедельнике режиссеров" в Канне, в Берлинской панораме.

Третье правило: фестиваль должен проходить в стране, обладающей своим серьезным кинопроизводством. Фестивали в этих странах не элитные и не элитарные, но каждый из них по-своему интересен. Наиболее элитарным фестивалем можно назвать Венецианский, потому что он рассчитан на "поисковые" картины. Старый Берлинский фестиваль был политизирован, а вот сегодняшний Каннский стал коммерческим. Но это условная градация, потому что из года в год меняются директора фестивалей, меняются ориентации.

Московский фестиваль был сильно политизированным, с точной дозировкой: одна премия – отечественному фильму, одна – соцстране, одна – развивающейся, но с явным предпочтением последней. Все это ушло в прошлое. Интерес к экзотической кинематографии должен быть поддержан и сейчас, хотя это и сопряжено со значительными затратами. Эту традицию Московского кинофестиваля я бы продолжил, а дальше – зависит от того, как всё сложится.

Программу фестиваля я стараюсь сделать на все вкусы. Наиболее сложные для восприятия картины зрители могут посмотреть в Музее кино; фильмы для более широкой аудитории пройдут в кинотеатре "Пушкинский" и "Ударник". Замечу, что у каждого кинотеатра своя специфика, и фестивальная программа в этом смысле разнообразна.

Беседу вела Алла Благовещенская.

Выбор читателей