Кроме нового таможенного пункта на этом участке границы строят еще два автомобильных и один железнодорожный переход, все под патронажем Евросоюза.
После того как Финляндия в январе 1995 г. присоединилась к ЕС, Россия и Евросоюз стали соседями. Практическое отражение для России этот факт нашел в программах финансовой поддержки некоторых проектов на финской границе, проводимых в рамках российско-европейского сотрудничества. Собственно, смысл взаимоотношений в этой сфере состоит в создании рамок, в которых могут развиваться торговля и коммуникации в целях восстановления и значительного расширения традиционных связей. Начало тому было положено запуском в 1996 г. специальной программы TACIS, выделившей на цели приграничного сотрудничества отдельной бюджетной строкой 30 млн ЭКЮ ежегодно.
По словам представителей Еврокомиссии в России, "работа непосредственно на границе строится вокруг модернизации пограничных объектов, подготовки пограничного персонала и совершенствования работы таможни". А в более широком плане речь идет о комплексной модернизации пограничных сетевых структур, включая улучшение транспортного сообщения и поддержку местных линий связи и энергопередачи.
Автопереход, запущенный сегодня в эксплуатацию, расположен в ключевом месте финской границы. Выборгский район находится на перекрестке важнейших торговых путей региона. До сих пор грузопоток из европейских стран, США, Канады, а также транзитные грузы шли через автопереходы "Торфяновка" и "Брусничное", но эти два пункта практически не справлялись с проходящими потоками людей и товаров. Ежегодно в этом месте границу пересекают свыше 3 млн человек и почти 90% всех грузов, прибывающих автомобильным транспортом из стран ЕС. Учитывая, что объем перевозок с каждым годом только увеличивается, необходимость строительства современного автоперехода назрела достаточно давно.
Поддержка Евросоюза, в некотором смысле, является гарантией того, что новые пропускные пункты будут оборудованы в соответствии с мировыми стандартами. Напряженность грузопотока на этом участке такова, что технический уровень обустройства границы и оснащение таможенных пунктов оказываются одними из первостепенных факторов стабильной работы пограничников.
Для справки:
Общая протяженность российско-финской государственной границы составляет 1325,8 км, в том числе сухопутный участок – 1091,7 км, озерный – 119,8 км, речной – 60,3 км, морской – 54 км. В 2001 г. через российско-финскую границу въехало в Россию 1,2 млн легковых, 290 тыс. грузовых, 16,6 тыс. пассажирских автомобилей; проследовало 2,9 млн граждан, оформлено 2,8 млн т товаров. Выехало из России 1,3 млн легковых, 287 тыс. грузовых, 17,6 тыс. пассажирских автомобилей, 2,9 млн граждан. Оформлено 8,4 млн т грузов.