Монстры – это прибыльно

Читать в полной версии →
Как выяснил Уолт Дисней еще в 30-е годы, трогательные анимационные сказки могут привлечь толпы зрителей и, соответственно, давать завидные прибыли

Зарабатывать на мультиках и прочей кино-видео продукции отнюдь не просто. Это вдвойне не просто, если зарабатывать приходится на столь развитом, конкурентном и перенасыщенном рынке как американский. Мультики лишь для зрителей забавное анимационное кино. Для их создателей – это такой же товар, со всеми свойственными ему особенностями, производство которого может приносить, как прибыли, так и убытки, а Голливуд – такой же бизнес-центр, как Уолл Стрит для Merrill Linch или Morgan Stanley.

Для Pixar – анимационной студии, 61% которой принадлежат основателю Apple Computer Стиву Джобсу, формулой успеха стала комбинация новейших технологий и оригинальных идей. Инвесторы считают точно так же, как и зрители. Как выяснил Уолт Дисней еще в 30-х годах, трогательные анимационные сказки могут привлечь толпы зрителей, и соответственно, давать завидные прибыли.

Pixar, безусловно, наиболее прибыльная студия в Голливуде, что делает ее также звездой и на Уолл-Стрит. Результаты второго квартала оказались на удивление устойчивыми при росте прибыли на 14% и при росте объема продаж на 36%, до $22,8 млн. Акции компании уже с начала года выросли на 30%.

Большинство инвесторов верит, что Pixar сможет продолжить рост и в будущем. Аналитики считают акции мультяшной студии достаточно надежным вложением средств, так как ожидается, что продажи Pixar будут расти в среднем на 20% в год, на фоне 10-14%-ного роста акций традиционных компаний индустрии развлечений. Даже когда акции достигли уровня своей справедливой оценки, сама практика Pixar превосходить прогнозы аналитиков может сделать их привлекательным вложением.

Радужные ожидания основываются на вере в то, что следующие три фильма станут еще большими хитами, чем прошлогодний – "Корпорация монстров", который смог только в США собрать более $255 млн. Это достаточно оптимистичное допущение, учитывая непостоянные вкусы кинозрителей, однако рекорды Pixar пока еще никем не побиты. "Toy Story", первая лента Pixar, вышла в 1995 году и собрала $192 млн. Затем последовали еще три блокбастера, каждый из которых показал лучшие результаты, чем его предшественник, – "A Bug’s Life" (1998), "Toy Story 2" (1999) и "Monsters Inc." (2001).

Расписание выхода новых лент от Pixar следующее: "Finding Nemo"– история о рыбке Мэрлин, которая живет на Большом барьерном рифе вместе со своим сыном Немо (релиз намечен на 2003 год). Также ожидается выход "The Incredibles" – сказка о семейке супергероев (2004) и "Cars" (2005), повествующей о шайке разговаривающих автомобилей, которые двигаются по Шоссе 66. Похоже, Джобсу удастся выполнить свое обещание и выпускать новые ленты каждые 12 месяцев, а не 18, как было раньше. Более быстрые сроки новых релизов позволят получить дополнительную прибыль от поздних лицензионных сборов, видеоигр, комиксов, продаж DVD и VHS.

Ускоряющаяся частота выхода новых лент от Pixar – не единственный эволюционный шаг, который сделала студия со дня своего основания Стивом Джобсом в 1986 году. Тогда он за $10 млн. приобрел у кинокомпании Джорджа Лукаса некоторые активы для компьютерной анимации. Пионер в части развития этой области, Pixar потратила годы на то, чтобы достичь сегодняшнего мастерства и умения. К моменту выхода "Toy Story" Pixar уже выросла из крошечной лаборатории, изготавливающей короткометражные ленты и коммерческие заставки для телевидения, во взрослую студию с собственным программным обеспечением и небольшой армией аниматоров и иллюстраторов.

Основным активом компании, конечно же, стали впечатляющие способности и талант сотрудников, которых смогла заполучить студия. Президент компании Эд Катмулл – бывший эксперт LucasFilms по компьютерным эффектам. Он работает вместе с исполнительным вице-президентом Джоном Лассетером, бывшим диснеевским аниматором. Эти два руководителя смогли направить технологию и анимационное искусство в нужное русло и после оглушительного успеха "Toy Story" обеспечить непререкаемое лидерство студии в анимации.

Их цель – поддерживать смесь юмора, трехмерной иллюстрации, технических новаций и занимательный сюжет. Именно это вытолкнуло вперед первые четыре проекта студии. У Pixar и в самом деле лучшие режиссерские таланты во всей мультиндустрии. Ее прежние произведения являются одними из наиболее успешных анимационных лент за последнее время. И все же считать прошлые успехи достаточным основанием для будущего финансового благополучия очень рискованно.

Действительно, студия не может позволить себе оступиться. Каждая новая лента становится событием для американцев, поэтому должна постоянно держать планку. Между тем конкуренция ужесточается. Sony Pictures ImageWorks, 20th Century Fox, DreamWorks SKG и другие студии уже выпустили по новому фильму, сделанному с помощью компьютерной анимации (computer graphics imagery – CGI), или планируют это сделать. Проекты конкурентов с каждым годом становятся все более сложными и дорогостоящими. Самолюбие Pixar было задето, когда в прошлом году "Шрек" студии PDI/Dreamworks смог перекрыть сборы "Корпорации монстров", собрав $260 млн. и получив "Оскара" за лучший анимационный фильм.

Nickledeon – подразделение Viacom, стала новатором иного рода, когда в прошлом ? выпустила свою CGI-ленту "Jimmy Neutron: Boy Genius". Этот фильм также номинировался на "Оскар" и обошелся он студии всего в $28 млн., то есть менее чем в половину бюджета "Шрека" или "Корпорации монстров". Этот успешный проект доказал, что студиям нет необходимости принимать на себя высокобюджетные риски, чтобы продемонстрировать высокую норму прибыльности. В своем интервью Джобс сказал, что все проекты Pixar являются рискованными по своей сути, поскольку невозможно предсказать, как люди воспримут персонажей и сюжетную линию. Однако Джобс также заявил, что его студия может поэкспериментировать с низкобюджетными лентами в будущем.

Pixar может позволить себе принять некоторые риски. У нее нет долгов, зато есть $300 млн., во многом благодаря "Корпорации монстров". Ускорение выпуска новых релизов до одного в год должно существенно увеличить приток денежных средств. Pixar может также повысить продажи путем отказа от своей работы в рамках совместного предприятия с Walt Disney. C 1995 года Disney получает половину прибылей от каждого нового релиза в обмен на совместные расходы по производству лент, а также взимает отдельную плату за распространение. По текущему контракту Pixar обязана выпустить еще три фильма вместе с Disney. После 2005 года Pixar или сможет делать свои ленты абсолютно самостоятельно, или постарается добиться более благоприятных условий от партнера, будь это Disney или другая студия.

Это – взгляд в будущее, но впереди еще тяжелая дорога, и многое может произойти в пути. А большинство инвесторов считает, что при текущей цене Pixar уже максимизировала свой звездный потенциал.

С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Сейчас на этом сайте проводится конкурс для игроков и участников финансового рынка, а также для всех, кому небезразлично то, что происходит на западных фондовых площадках, кому интересно, что образует, определяет и окружает финансовые рынки. Победителей ждут призы.

Выбор читателей