Эквилибриум (Equilibrium)
США, 2002
Режиссер: Курт Виммер
В ролях: Кристиан Бейл, Тэй Диггз, Эмили Уотсон
Над массивными воротами значится: "Libriuum est Libertas".
И ходят по черно-белому городу серые люди с серыми, ничего не выражающими лицами. С мрачных каменных высоток, со встроенных экранов, из детских комнат на них смотрит одно и то же лицо, пропагандирующее вакуум эмоций. Резкий сигнал – люди-муравьи остановились, щелкнули у шеи машинкой с прозиумом и пошли дальше.
Клерики бесшумно передвигаются в подпольях "чувствующих", не понимая смысла этого слова. Сжигают найденные картины, звукозаписи и видео прошлых лет – искусство рождает чувство эстетического удовлетворения. Стреляют в собак.
Клерику задают вопрос "Как ты себя чувствуешь?" только в качестве последней ступени политической проверки. Клерик ровным голосом отвечает: "Ничего". А зритель сидит в зале и напряженно ждет, что кто-нибудь хотя бы недоуменно поднимет бровь. Нет: недоумение – тоже чувство.
Специалисты отследили траекторию перемещения человека, участвующего в перестрелке, и вывели стратегию боя с огнестрельным оружием – соединение восточных техник со своевременным нажатием на курок точно направленного пистолета. Одна из сцен фильма, вызывающая стон восхищения, – финальная схватка двух мастеров боевого искусства в окружении взрывающихся, пересекающихся, свистящих в воздухе пуль. За несколько минут до этого клерик Джон Престон с помощью самурайского меча расшвырял по комнате около десятка орудий убийства в человеческой шкуре. Еще раньше он кружился по колонному залу (привет, Нео!), "матрично" стреляя с обеих рук по активно движущимся мишеням. А дня за четыре до описываемых событий Престон, лучший клерик отряда, умеющий выследить чувствующего человека за версту, перестал принимать прозиум. И, с удивлением проведя рукой по шершавому поручню, испытал восторг от запаха надушенной женским парфюмом красной ленточки. Откинулся на спинку обитого шелком кресла при звуках Девятой симфонии Бетховена. Прочитал детскую книгу. Расплакался, увидев лицо любимой женщины, только что скинувшей плащ цвета свернувшейся крови и смотрящей через стекло крематория для чувствующих.
Нет слов, одни эмоции. "Эквилибриум" впитывается, как наркотик – не через мозг с его скептицизмом, логикой, осмысливанием, но через все органы чувств.
Напоминание: это кино из разряда must seen на широком экране.
Выход в российский прокат – 27 февраля.