Следствие занялось Аксененко в октябре 2001 года. Тогда ему было вынесено предварительное обвинение в превышении служебных полномочий. Министру инкриминировалось несанкционированное расширение аппарата МПС и фонда зарплаты для него. Его заместители получали ежемесячные премии, достигавшие 100 тыс. рублей. Аксененко покупал на средства МПС квартиры, как для своих приближенных, так и для людей, не имевших к железной дороге никакого отношения. При этом МПС не спешило платить налоги в казну: задолженность министерства составляла 11 млрд рублей. Как только власти через суд хотели арестовать счета того или другого подразделения МПС, туда резко переставали поступать средства.
Много вопросов было у следователей и по т.н. "северному завозу". МПС не только перевозило топливо, но и занималось его закупкой, используя не по назначению огромные суммы денег.
Третий пункт обвинений включает в себя создание Аксененко различных фондов при министерстве, которые он называл правительственными. В этих фондах бесследно исчезали бюджетные средства. Эти филиалы МПС, естественно, не платили никаких налогов.