|
Напомним, что первая попытка обозначить и выработать государственную энергетическую стратегию была предпринята еще правительством Егора Гайдара, в 1992 году. Однако разработать и принять что-либо путное в те лихие времена было практически нереально. Так что "первый блин" не то что вышел комом – его как такового не оказалось вовсе. Нечто более-менее похожее на программу появилось только в 1995 году, однако и этой версии не было суждено стать единственной и основополагающей. Следующая попытка обрести наконец-таки стратегию была предпринята в 2000 году. За ней последовали еще две – в 2002-м.
Одобренный в минувший четверг документ несет в себе определенные черты стратегического плана, хотя и его дальнейшую судьбу вряд ли можно считать окончательно определенной. Строить в современной России двадцатилетние стратегические планы – дело рискованное и неблагодарное.
Итак, по мнению разработчиков, энергетическая стратегия России на период до 2020 года должна стать документом, призванным конкретизировать цели и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Базовым моментом новой стратегии являются энерготарифы. Документом предусматривается повышение к 2006 году тарифов на газ $40-45 за тысячу кубометров (на сегодняшний день внутренние цены на голубое топливо составляют около $24). К 2020 году стоимость тысячи кубометров должна возрасти уже до $60-65. Характерно, что, согласно стратегии, в 2003 и 2004 гг. темпы роста цен на газ не будут превышать 20% (выборы, однако!).
Зато с 2006 года газовый рынок, предположительно, должен обрести максимальную свободу. "Отрасль будет находиться в рыночных условиях, и цены на газ будут регулироваться рынком", – заявил за день до принятия стратегии министр энергетики РФ Игорь Юсуфов. Согласно идее правительства, цены на газ должны быть на уровне, стимулирующем использование в энергетике альтернативных видов топлива (прежде всего, угля).
Возможно, именно через удорожание газа государство хочет прекратить наконец затянувшуюся еще с советских времен "газовую паузу". Напомним, что в те далекие годы курс на чрезмерную газификацию энергетики рассматривался исключительно как временная мера. Решение принималось в абсолютно иных экономических условиях и преследовало иные, вполне конкретные цели.
Характерно, что и тогда и сегодня столь широко использовать газ для получения энергии могут позволить себе далеко не все развитые страны. Поэтому, учитывая крайне высокую долю потребления газа в энергетике, с уверенностью можно сказать, что еще со времен СССР отечественные энергетики привыкли жить на широкую ногу. Согласно новой стратегии, от "газовой халявы" придется постепенно отвыкать.
Идея энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов стала одной из основополагающих в новой стратегии. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, энергоемкость российской экономики, которая в настоящее время в разы превышает энергоемкость западной, к 2020 году должна снизиться в два раза. При этом премьер, правда, не сказал, что, помимо удорожания топлива, сподвигнет энергетиков и энергомашиностроителей к столь глобальным технологическим переменам.
Новая стратегия предусматривает еще большее увеличение добычи основных энергоносителей. Производство нефти к 2010 году должно возрасти до 445-490 млн. тонн и до 450-520 млн. тонн в 2020 году (еще в 2000 г. утверждалось, что к 2020 году добыча не превысит 305-360 млн. тонн). Уже в текущем году, по прогнозам аналитиков, производство "черного золота" может достигнуть 420 млн. тонн.
Здесь нелишне заметить, что нынешний рост нефтедобычи обусловлен, прежде всего, уникальной мировой конъюнктурой. Вместе с тем, сегодня ученые многих развитых стран упорно занимаются поиском альтернативы нефтяному топливу. В случае удачи этих поисков (вероятность чего высока), по прошествии 8-10 лет мировой спрос на нефть может начать сокращаться. Для России это означает, что целесообразность столь высокой добычи к 2020 году окажется под вопросом.
Что касается голубого топлива, то здесь рост добычи прогнозируется с 595 млрд. кубометров в 2002 г. до 635-665 млрд. кубометров в 2010 году и 680-730 млрд. кубометров в 2020-м. Учитывая намерения правительства сократить долю использования газа в отечественной энергетике, можно ожидать дальнейшего нарастания объема его экспорта за рубеж.
В сфере производства электроэнергии планируется увеличить выработку до 1015-1070 млрд. кВт/ч в 2010 году и до 1,215-1,365 млрд. кВт/ч в 2020-м (при 892 миллиардов кВт/ч в 2002 году).
Значительная роль в новой энергетической стратегии отводится и транспортным проектам, позволяющим расширить пропускную способность и географию трубопроводной системы. Здесь приоритет отдается строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности до 50 млн. тонн нефти в год. Также планируется создание новой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом в районе Мурманска (до 120 млн. тонн нефти в год) и нефтепроводом из Сибири; расширение системы Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн. тонн в год, соединение трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия"; наращивание мощности газопровода "Ямал – Европа" и строительство Северо-Европейского газопровода.
Не осталось без внимания и перспективное направление экспорта энергоресурсов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, речь идет о разработке проекта нефтепроводной системы Ангарск – Находка (мощностью до 50 миллионов тонн нефти в год) с ответвлением на китайский Дацин (до 30 миллионов тонн в год), а также транспортных магистралей с шельфа Сахалина.
По предварительным данным, общий объём капвложений в развитие энергетического сектора российской экономики может составить порядка $260-$300 млрд. до 2010 года и $400-$510 млрд. в следующее десятилетие.
Итак, до 2020 года отечественный ТЭК будет оставаться становым хребтом всей экономики. Учитывая прямо противоположные тенденции в остальном развитом мире и невысокую эффективность самого российского ТЭКа, это звучит как приговор.