Россию утвердили в роли придатка

До 2020 года российский ТЭК будет оставаться становым хребтом всей экономики. Учитывая прямо противоположные тенденции в остальном развитом мире, это звучит как приговор




Пожалуй, одним из важнейших событий прошедшей недели стало одобрение российским правительством Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года.

Напомним, что первая попытка обозначить и выработать государственную энергетическую стратегию была предпринята еще правительством Егора Гайдара, в 1992 году. Однако разработать и принять что-либо путное в те лихие времена было практически нереально. Так что "первый блин" не то что вышел комом – его как такового не оказалось вовсе. Нечто более-менее похожее на программу появилось только в 1995 году, однако и этой версии не было суждено стать единственной и основополагающей. Следующая попытка обрести наконец-таки стратегию была предпринята в 2000 году. За ней последовали еще две – в 2002-м.

Одобренный в минувший четверг документ несет в себе определенные черты стратегического плана, хотя и его дальнейшую судьбу вряд ли можно считать окончательно определенной. Строить в современной России двадцатилетние стратегические планы – дело рискованное и неблагодарное.

Итак, по мнению разработчиков, энергетическая стратегия России на период до 2020 года должна стать документом, призванным конкретизировать цели и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Базовым моментом новой стратегии являются энерготарифы. Документом предусматривается повышение к 2006 году тарифов на газ $40-45 за тысячу кубометров (на сегодняшний день внутренние цены на голубое топливо составляют около $24). К 2020 году стоимость тысячи кубометров должна возрасти уже до $60-65. Характерно, что, согласно стратегии, в 2003 и 2004 гг. темпы роста цен на газ не будут превышать 20% (выборы, однако!).

Зато с 2006 года газовый рынок, предположительно, должен обрести максимальную свободу. "Отрасль будет находиться в рыночных условиях, и цены на газ будут регулироваться рынком", – заявил за день до принятия стратегии министр энергетики РФ Игорь Юсуфов. Согласно идее правительства, цены на газ должны быть на уровне, стимулирующем использование в энергетике альтернативных видов топлива (прежде всего, угля).

Возможно, именно через удорожание газа государство хочет прекратить наконец затянувшуюся еще с советских времен "газовую паузу". Напомним, что в те далекие годы курс на чрезмерную газификацию энергетики рассматривался исключительно как временная мера. Решение принималось в абсолютно иных экономических условиях и преследовало иные, вполне конкретные цели.

Характерно, что и тогда и сегодня столь широко использовать газ для получения энергии могут позволить себе далеко не все развитые страны. Поэтому, учитывая крайне высокую долю потребления газа в энергетике, с уверенностью можно сказать, что еще со времен СССР отечественные энергетики привыкли жить на широкую ногу. Согласно новой стратегии, от "газовой халявы" придется постепенно отвыкать.

Идея энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов стала одной из основополагающих в новой стратегии. По словам премьер-министра Михаила Касьянова, энергоемкость российской экономики, которая в настоящее время в разы превышает энергоемкость западной, к 2020 году должна снизиться в два раза. При этом премьер, правда, не сказал, что, помимо удорожания топлива, сподвигнет энергетиков и энергомашиностроителей к столь глобальным технологическим переменам.

Новая стратегия предусматривает еще большее увеличение добычи основных энергоносителей. Производство нефти к 2010 году должно возрасти до 445-490 млн. тонн и до 450-520 млн. тонн в 2020 году (еще в 2000 г. утверждалось, что к 2020 году добыча не превысит 305-360 млн. тонн). Уже в текущем году, по прогнозам аналитиков, производство "черного золота" может достигнуть 420 млн. тонн.

Здесь нелишне заметить, что нынешний рост нефтедобычи обусловлен, прежде всего, уникальной мировой конъюнктурой. Вместе с тем, сегодня ученые многих развитых стран упорно занимаются поиском альтернативы нефтяному топливу. В случае удачи этих поисков (вероятность чего высока), по прошествии 8-10 лет мировой спрос на нефть может начать сокращаться. Для России это означает, что целесообразность столь высокой добычи к 2020 году окажется под вопросом.

Что касается голубого топлива, то здесь рост добычи прогнозируется с 595 млрд. кубометров в 2002 г. до 635-665 млрд. кубометров в 2010 году и 680-730 млрд. кубометров в 2020-м. Учитывая намерения правительства сократить долю использования газа в отечественной энергетике, можно ожидать дальнейшего нарастания объема его экспорта за рубеж.

В сфере производства электроэнергии планируется увеличить выработку до 1015-1070 млрд. кВт/ч в 2010 году и до 1,215-1,365 млрд. кВт/ч в 2020-м (при 892 миллиардов кВт/ч в 2002 году).

Значительная роль в новой энергетической стратегии отводится и транспортным проектам, позволяющим расширить пропускную способность и географию трубопроводной системы. Здесь приоритет отдается строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы с увеличением мощности до 50 млн. тонн нефти в год. Также планируется создание новой трубопроводной системы для экспорта нефти с перевалочным комплексом в районе Мурманска (до 120 млн. тонн нефти в год) и нефтепроводом из Сибири; расширение системы Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн. тонн в год, соединение трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия"; наращивание мощности газопровода "Ямал – Европа" и строительство Северо-Европейского газопровода.

Не осталось без внимания и перспективное направление экспорта энергоресурсов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, речь идет о разработке проекта нефтепроводной системы Ангарск – Находка (мощностью до 50 миллионов тонн нефти в год) с ответвлением на китайский Дацин (до 30 миллионов тонн в год), а также транспортных магистралей с шельфа Сахалина.

По предварительным данным, общий объём капвложений в развитие энергетического сектора российской экономики может составить порядка $260-$300 млрд. до 2010 года и $400-$510 млрд. в следующее десятилетие.

Итак, до 2020 года отечественный ТЭК будет оставаться становым хребтом всей экономики. Учитывая прямо противоположные тенденции в остальном развитом мире и невысокую эффективность самого российского ТЭКа, это звучит как приговор.

Выбор читателей