|
Но – проектор исправно застрекотал, честно прожевал положенные два с хвостиком часа зрелища, прогнал финальные титры. Вот и всё. Для каждого из нас это была своя "Матрица: Революция". Предоставим слово критически настроенным персонажам, виртуальным ровно настолько, насколько, по-вашему, иллюзорен мир, в котором мы живем.
Альбина Прейс, независимый промоутер
Я смотрела третью часть фильма в формате IMAX. Честно говоря не ожидала, что картина меня настолько растрогает. Может дело в другом киноформате, но меня абсолютно потрясли батальные сцены битвы в подземном городе Зионе и финальная схватка агентов Смитов и Нео. Жалко тех героев, которые погибли, не скажу кто, чтобы не расстраивать тех людей, которые еще не сходили в кино. Для себя вывод сделала следующий - если будет возможность ходить на IMAX-версии фильмов - буду ходить только туда. В NESCAFE IMAX удивительный звук, детальный и насыщенный, и абсолютно другая картинка на гигантском экране - видны малейшие детали происходящего - я например, заметила, что и у Киану Ривза, и у Хьюго Уивинга (исполнителя роли агента Смита) проколоты мочки ушей, можно было различить каждую каплю в последней сцене битвы между ними. Итог - блокбастеры буду смотреть только в IMAX, 35 мм и Dolby digital в кино - вчерашний день.
Марат Бергман, кинокритик:
Очень много муссировалось доводов о том, что трилогия "Матрица" – это целая революция в кинематографе. С оригинальным фильмом все давно понятно: ошеломляющие съемки, все эти остановки времени, взрезающие воздух пули, круговые панорамы стоп-кадра, тучи аллюзий и реминисценций, а также мощный философский, как это модно говорить, бэкграунд уже вошли в учебники по истории кино. Но что же новаторского смогла предложить третья часть? По сути, ничего, кроме вопиющего, патологического перфекционизма. Братья Вачовски – это немножко братья Люмьер, в том смысле, что успешно заставляют мир привыкать к их кинематографу. Несмотря на некоторую заносчивость, они не бросают на ветер слов. Так, давным-давно они гордо раструбили о том, что вбухали 40 миллионов долларов – бюджет иного крепкого фильма – в батальную сцену длительностью всего-то в 14 минут, но пообещали явить нам самую роскошную баталию в новейшей истории. Не обманули: сражение горстки людей, управляющих комичными боевыми роботами, с бурлящими полчищами машин-убийц – пиршество эпохальное, хотя сплошь силиконовое, компьютерное. Подвиг братьев Вачовски, собственно, и состоит в том, что они изменили самим себе, убили в себе "Матрицу". Вместо салочек в замедленной съемке и балета на стенах (финальная дуэль Смита с Нео и сюрреалистическая, но пустяковая перестрелка в клубе не в счет) они сняли нечеловеческой мощи побоище железных кальмаров и растерянных, уязвимых, закопченных людей, умирающих "За Зион! За Нео!". Лукасу и компании придется изрядно постараться, чтобы обставить Вачовски по части массовых битв в последнем фильме про далекую-далекую галактику.
Максимилиан Заратустра, философ:
За что ругали вторую "Матрицу" и третью ругать будут, так это за смену шкалы ценностей. Оригинальная "Матрица" тем и полюбилась продвинутому зрителю, что иллюстрировала актуальные философские течения: виртуальный мир, господство брендов и симулякров, тоталитарный контроль, жизнь – это сон и прочие тезисы. В "Перезагрузке" сценаристы взялись за классические философские догмы и воплотили их, как показалось многим, слишком топорно. В "Революции" та же тенденция: пространные, повисающие в воздухе диалоги заставляют нас задуматься об иллюзорности свободы, о сложности выбора и о моральном праве на подвиг. Однако если в "Перезагрузке" была четкая установка на то, что мы рабы своей судьбы, то здесь реинкарнировавшаяся пифия вещает: "Иногда важно заново сделать выбор, уже зная, какую цену за него придется заплатить". Кроме того, авторы усердно разрабатывают труды Гегеля: чтобы спасти мир, Нео нужно победить своего антипода, агента Смита, слившись с ним. И хотя философский багаж фильма действительно колоссален, весь киберпанк и Бодрийяра, по сути, оставили за бортом.
Варфоломей Северский, теолог:
Бодрийяра не читал, но решительно осуждаю. Все эти симулякры и массовые коммуникации – это преходящее. А братья Вачовски сделали не просто кино, но библейских масштабов эпос, под завязку нафаршированный нахватанными отовсюду символами. Корабли-скарабеи, роботы, летающие, как полчища саранчи, храм, в который не должны войти машины, бескрылый Серафим в китайской распашонке, Страшный суд, изгнанники-семиты (которые оказываются, страшно подумать, программами), Нео, выросший подлинным Иисусом Христом, – все это мешается в психоделический коктейль. А финальная кулачная дуэль Нео со Смитом – так это настоящее сражение скандинавских богов, то взмывающих в грозовое небо, то копошащихся в грязной луже. Братья Вачовски, надо сказать, сделали именно то, что задумали: обратившись к складу мифов, написали свою мифологию, собственного авторства Священное писание. Каждый незначительный сюжетный поворот они возводят в ранг мифа. Сага о Зионе будет жить на правах истории об Атлантиде.
Лариса Лаврухина, маркетолог:
Уж не знаю, как с мифами, но если новая "Матрица" в коммерческом отношении не потонет, как Атлантида, то это будет революция в маркетинге. Ведь "Революция" – это катарсис братьев Вачовски. Создав глянцевый, донельзя фетишизированный культ, они разом отказались от своей эстетики. Здесь уже не разъезжают на "Кадиллаках" и не говорят по эксклюзивным мобильникам, за что на режиссеров даже обиделись рекламодатели. Затянутая в кожу Тринити и агент Смит в непроницаемых темных очках, конечно, привлекают внимание, но герои все больше предстают перед нами чумазыми и в рваных робах. Представляете, если это станет писком моды? Самое смешное, что и эта афера Вачовски может выгореть: "Перезагрузка" уже собрала больше 700 миллионов долларов, тогда как бюджет обоих фильмов едва превысил 200. Как же это эффективно – продавать один фильм как два!
Васисуалий Лоханкин, программист:
Сидевший на премьере массовик-затейник Роман Трахтенберг авторитетно заявил: "Вторая часть была полным говном. Надеюсь, эта будет лучше". Ну что сказать, это кино нельзя смотреть на трезвую голову. Такое затянутое, неповоротливое, заумное. Но вот если протащить с собой шкалик или прихватить подругу-интеллектуалку, чтоб не скучать, то кино – только в радость. Как они месят тучи роботов, ух, прямо Сталинград в 43-м! Осталось, правда, несколько вопросов к авторам. Например, нам так и не объяснили природу силы Нео, исправно работающей в обоих мирах. Или вот агент Смит: в прошлой серии он брал количеством, а нынче выучился махать кулачищами и даже летать круче самого Избранного. Или: зачем Нео нужно было лететь на рандеву с мозговым центром машин, если он и так залихватски вырубает орды роботов? Ой, друзья меня одергивают. Говорят, чего ты ворчишь, это же сказка, икона, легенда. Ну, я не против, но чего-то мне во всех этих прыжках, перестрелках и мотоциклах не хватает... Ладно, пойду, а то глинтвейн вскипит.
Матрица: Революция (Matrix: Revolutions)
Режиссеры – Энди и Ларри Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоренс Фишберн, Джада Пинкетт-Смит
Смотрите в кинотеатрах "Ударник", "Пушкинский", "Каро-фильм", "Формула Кино", "Ролан", далее везде. Повсюду. По всей планете.