Братья Вачовски убили в себе "Матрицу"

Как ни странно, вчера вечером мы все остались живы. Хотя перед всепланетной премьерой "Революции" в каждом таилось щекочущее подозрение: с нами сделают что угодно, только не покажут кино...




Как ни странно, вчера вечером мы все остались живы. Казалась, какая-то дьявольски коварная игра кроется за феноменом "Матрицы": за одновременной, рассчитанной по часовым поясам премьерой по всему свету, за лютой конспирацией, когда до премьеры во внешний мир не вылилось ни капли информации сверх определенной создателями скупой дозы, за общим уровнем зрительской истерии. Вполне вероятным представлялся сценарий, по которому наиболее расторопные поклонники Нео в назначенный час (для Москвы это было пять часов пополудни) концентрируются в залах передовых кинотеатров, начинается сеанс массового гипноза, после которого зрители выходят порабощенными – то ли Матрицей, то ли расплодившимся по всей Земле вирусом по имени Агент Смит. Несмотря на всеобщее освистание второй части трилогии, вызванное категорическим неприятием того, что первая и вторая "Матрицы" – суть два совершенно разных фильма, "Революции" дали-таки карт-бланш. Ведь в каждом из нас таилось щекочущее подозрение, что с нами сделают что угодно, только не покажут кино...

Но – проектор исправно застрекотал, честно прожевал положенные два с хвостиком часа зрелища, прогнал финальные титры. Вот и всё. Для каждого из нас это была своя "Матрица: Революция". Предоставим слово критически настроенным персонажам, виртуальным ровно настолько, насколько, по-вашему, иллюзорен мир, в котором мы живем.

Альбина Прейс, независимый промоутер

Я смотрела третью часть фильма в формате IMAX. Честно говоря не ожидала, что картина меня настолько растрогает. Может дело в другом киноформате, но меня абсолютно потрясли батальные сцены битвы в подземном городе Зионе и финальная схватка агентов Смитов и Нео. Жалко тех героев, которые погибли, не скажу кто, чтобы не расстраивать тех людей, которые еще не сходили в кино. Для себя вывод сделала следующий - если будет возможность ходить на IMAX-версии фильмов - буду ходить только туда. В NESCAFE IMAX удивительный звук, детальный и насыщенный, и абсолютно другая картинка на гигантском экране - видны малейшие детали происходящего - я например, заметила, что и у Киану Ривза, и у Хьюго Уивинга (исполнителя роли агента Смита) проколоты мочки ушей, можно было различить каждую каплю в последней сцене битвы между ними. Итог - блокбастеры буду смотреть только в IMAX, 35 мм и Dolby digital в кино - вчерашний день.

Марат Бергман, кинокритик:
Очень много муссировалось доводов о том, что трилогия "Матрица" – это целая революция в кинематографе. С оригинальным фильмом все давно понятно: ошеломляющие съемки, все эти остановки времени, взрезающие воздух пули, круговые панорамы стоп-кадра, тучи аллюзий и реминисценций, а также мощный философский, как это модно говорить, бэкграунд уже вошли в учебники по истории кино. Но что же новаторского смогла предложить третья часть? По сути, ничего, кроме вопиющего, патологического перфекционизма. Братья Вачовски – это немножко братья Люмьер, в том смысле, что успешно заставляют мир привыкать к их кинематографу. Несмотря на некоторую заносчивость, они не бросают на ветер слов. Так, давным-давно они гордо раструбили о том, что вбухали 40 миллионов долларов – бюджет иного крепкого фильма – в батальную сцену длительностью всего-то в 14 минут, но пообещали явить нам самую роскошную баталию в новейшей истории. Не обманули: сражение горстки людей, управляющих комичными боевыми роботами, с бурлящими полчищами машин-убийц – пиршество эпохальное, хотя сплошь силиконовое, компьютерное. Подвиг братьев Вачовски, собственно, и состоит в том, что они изменили самим себе, убили в себе "Матрицу". Вместо салочек в замедленной съемке и балета на стенах (финальная дуэль Смита с Нео и сюрреалистическая, но пустяковая перестрелка в клубе не в счет) они сняли нечеловеческой мощи побоище железных кальмаров и растерянных, уязвимых, закопченных людей, умирающих "За Зион! За Нео!". Лукасу и компании придется изрядно постараться, чтобы обставить Вачовски по части массовых битв в последнем фильме про далекую-далекую галактику.

Максимилиан Заратустра, философ:
За что ругали вторую "Матрицу" и третью ругать будут, так это за смену шкалы ценностей. Оригинальная "Матрица" тем и полюбилась продвинутому зрителю, что иллюстрировала актуальные философские течения: виртуальный мир, господство брендов и симулякров, тоталитарный контроль, жизнь – это сон и прочие тезисы. В "Перезагрузке" сценаристы взялись за классические философские догмы и воплотили их, как показалось многим, слишком топорно. В "Революции" та же тенденция: пространные, повисающие в воздухе диалоги заставляют нас задуматься об иллюзорности свободы, о сложности выбора и о моральном праве на подвиг. Однако если в "Перезагрузке" была четкая установка на то, что мы рабы своей судьбы, то здесь реинкарнировавшаяся пифия вещает: "Иногда важно заново сделать выбор, уже зная, какую цену за него придется заплатить". Кроме того, авторы усердно разрабатывают труды Гегеля: чтобы спасти мир, Нео нужно победить своего антипода, агента Смита, слившись с ним. И хотя философский багаж фильма действительно колоссален, весь киберпанк и Бодрийяра, по сути, оставили за бортом.

Варфоломей Северский, теолог:
Бодрийяра не читал, но решительно осуждаю. Все эти симулякры и массовые коммуникации – это преходящее. А братья Вачовски сделали не просто кино, но библейских масштабов эпос, под завязку нафаршированный нахватанными отовсюду символами. Корабли-скарабеи, роботы, летающие, как полчища саранчи, храм, в который не должны войти машины, бескрылый Серафим в китайской распашонке, Страшный суд, изгнанники-семиты (которые оказываются, страшно подумать, программами), Нео, выросший подлинным Иисусом Христом, – все это мешается в психоделический коктейль. А финальная кулачная дуэль Нео со Смитом – так это настоящее сражение скандинавских богов, то взмывающих в грозовое небо, то копошащихся в грязной луже. Братья Вачовски, надо сказать, сделали именно то, что задумали: обратившись к складу мифов, написали свою мифологию, собственного авторства Священное писание. Каждый незначительный сюжетный поворот они возводят в ранг мифа. Сага о Зионе будет жить на правах истории об Атлантиде.

Лариса Лаврухина, маркетолог:
Уж не знаю, как с мифами, но если новая "Матрица" в коммерческом отношении не потонет, как Атлантида, то это будет революция в маркетинге. Ведь "Революция" – это катарсис братьев Вачовски. Создав глянцевый, донельзя фетишизированный культ, они разом отказались от своей эстетики. Здесь уже не разъезжают на "Кадиллаках" и не говорят по эксклюзивным мобильникам, за что на режиссеров даже обиделись рекламодатели. Затянутая в кожу Тринити и агент Смит в непроницаемых темных очках, конечно, привлекают внимание, но герои все больше предстают перед нами чумазыми и в рваных робах. Представляете, если это станет писком моды? Самое смешное, что и эта афера Вачовски может выгореть: "Перезагрузка" уже собрала больше 700 миллионов долларов, тогда как бюджет обоих фильмов едва превысил 200. Как же это эффективно – продавать один фильм как два!

Васисуалий Лоханкин, программист:
Сидевший на премьере массовик-затейник Роман Трахтенберг авторитетно заявил: "Вторая часть была полным говном. Надеюсь, эта будет лучше". Ну что сказать, это кино нельзя смотреть на трезвую голову. Такое затянутое, неповоротливое, заумное. Но вот если протащить с собой шкалик или прихватить подругу-интеллектуалку, чтоб не скучать, то кино – только в радость. Как они месят тучи роботов, ух, прямо Сталинград в 43-м! Осталось, правда, несколько вопросов к авторам. Например, нам так и не объяснили природу силы Нео, исправно работающей в обоих мирах. Или вот агент Смит: в прошлой серии он брал количеством, а нынче выучился махать кулачищами и даже летать круче самого Избранного. Или: зачем Нео нужно было лететь на рандеву с мозговым центром машин, если он и так залихватски вырубает орды роботов? Ой, друзья меня одергивают. Говорят, чего ты ворчишь, это же сказка, икона, легенда. Ну, я не против, но чего-то мне во всех этих прыжках, перестрелках и мотоциклах не хватает... Ладно, пойду, а то глинтвейн вскипит.


Матрица: Революция (Matrix: Revolutions)
Режиссеры – Энди и Ларри Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоренс Фишберн, Джада Пинкетт-Смит

Смотрите в кинотеатрах "Ударник", "Пушкинский", "Каро-фильм", "Формула Кино", "Ролан", далее везде. Повсюду. По всей планете.

Подробнее...

Выбор читателей