Властители позолоченных статуэток

Читать в полной версии →
Церемония вручения "Оскара" прошла весьма заурядно. Интрига закончилась, не успев начаться. Триумф "Властелина колец" внес имя Питера Джексона на скрижали истории американского кино




После четвертой выигранной "Властелином" номинации смотреть 76-ю церемонию присуждения самой престижной в США кинонаграды стало скучно. Интрига закончилась, не успев начаться. Привлечь внимание могли лишь сидящие в рядок позади своего упитанного патрона и почему-то одетые в смокинги хоббиты. С каждым новым присуждением им золотой статуэтки раздавался такой клич восторга, что отличить их от актеров стало невозможно. Видимо, чтобы ее не спутали с эльфиней, Лив Тайлер, выйдя на сцену, надела странные учительские очки. Хотя ничего не с листка читала.

Итак, в голливудский пантеон вошел третий фильм-рекордсмен по числу выигранных номинаций - столько же лишь у "Титаника" и лишь на одну больше у "Бен Гура". Сразу оговорюсь - на мой взгляд, все эти три рекордсмена примерно одного уровня и находятся категорически за пределами моих личных предпочтений. Замечу лишь (без тени иронии), что в мировой кинематограф вошел не только очередной многосерийный миф и очередной кассовый рекорд (трилогия заработала по всему миру уже больше миллиарда), но и очередной знаменитый режиссер-толстяк. Как на самом деле коррелируют телесные габариты художника с размером его таланта, никто еще научно не проанализировал, однако надо признать, что Питер Джексон по физическим параметрам встал в один ряд с Альфредом Хичкоком, Орсоном Уэллсом и Жаном Ренуаром. И, может быть, с самим Копполой.

У новозеландского "гения", как его называли ликующие соавторы, точно так же не застегивается верхняя пуговица рубашки и разъезжается пиджак. Теперь, даже если создатель толкинианы ничего больше не снимет, сегодняшний триумф навсегда занесет имя Джексона на скрижали американской киноистории. Хотя в части таланта с перечисленными мастерами я бы его не сравнил. Но - против такого количества наград не попрешь.

Рассуждать о достоинствах и недостатках третьей части "Властелина колец" как-то не актуально, все уже его посмотрели в прокате, мы о нем много писали, а если кто не видел, теперь-то уж из чистого любопытства оценит результат семилетних усилий новозеландской съемочной группы. Единственное, что хочется сугубо отметить - за что угодно, но за лучшую режиссуру Джексон получил статуэтку, что называется, honoris causa, то бишь - по сумме достижений.

Но - присуждать так присуждать, решили все 5803 киноакадемика, а спорить с такой солидной компанией бессмысленно. Как пошутили авторы лучшего иностранного фильма – канадского "Нашествия варваров" (кстати, показанного накануне вечером по каналу НТВ), - спасибо академии, что мы не выдвигались вместе с "Властелином колец". И то правда…

Ну, поскольку в этом году соревнования не было и в помине, поговорим о других результатах, вызвавших, надо сказать, лично у меня некоторое уважение. Восходящей звезде авторской режиссуры Софии Копполе просто не повезло с таким ломовым конкурентом, как "ВК". Правда, из трех номинаций она взяла лично для себя самую престижную, ту, в которой фильма–лауреата просто не было, - за сценарий симпатичных "Трудностей перевода". Для Р.Р. Толкиена, сами понимаете, "Оскара" не предусмотрено, а то бы получил стопудово.

Не беда, когда-то в той же самой номинации, что София, получил своего единственного "Оскара" сам Тарантино за "Криминальное чтиво".

Дальше. "Таинственная река" Клинта Иствуда, идущая у нас в прокате, тоже принесла создателям весьма престижные призы - за лучшие мужские роли – Шон Пенн и Тим Роббинс (роль второго плана). Фильм и впрямь хороший.

На мой взгляд, мультик года "В поисках Немо" заслуженно не был обойден вниманием и победил весьма серьезных конкурентов, в том числе великолепного "француза" "Трио из Бельвилля".

Стоит также отметить победу американской короткометражки "Сердце Чернобыля", посвященную проблемам выживания детей в зоне катастрофы, а также награду полнометражного документального фильма - интервью с министром обороны США, командовавшим во время вьетнамской войны, снятую явно в пику сегодняшней администрации, воюющей в Ираке.

Жаль, что ни в одной из трех возможных статуэток не взял фильм В.Перельмана "Дом из песка и тумана", вышедший недавно в наш прокат с некоторой помпой по случаю номинации.

Заметим, что поскольку основную интригу оскароносной гонки оттянул на себя один фильм, что было весьма предсказуемо, то и поведение аудитории, а также конферанс Билли Кристала, равно как и знаменитостей на сцене "Кодака" также не отличались разнообразием. Поскольку большинство шуток не поддавалось русскому переводу, мы четыре часа кряду лишь наблюдали шквал аплодисментов и сияние улыбок. К чему была скандально известная 5-секундная задержка трансляции - совершенно не понятно. Никто и не думал орать со сцены: "Мистер Буш, позор, вы поймали Хусейна!"

Напротив, можно сказать, что нынешняя церемония прошла весьма ординарно, несмотря на старание ее участников продемонстрировать всю мощь американской стоматологической индустрии. Таксидо у мужчин были все как из одного гардероба, вечерние туалеты дам отличали лишь цвета и размеры выреза. Никаких экстравагантных выходок или, упаси бог, экспромтов. По накалу страстей и искрометности то, что нашими телеведущими называется почему-то "главным кинособытием мирового киносезона", мало чем отличалось от благотворительного концерта к Дню благодарения.

В этой связи замечу, что интерес к премии Американской киноакадемии в России, пожалуй, выше, чем где бы то ни было в мире. Старый Свет традиционно не придает "Оскару" такого значения и уж как минимум не считает его "главным призом года". В Европе, как это и должно быть, ценятся "пальмовые ветви" и всевозможные золотые и серебряные львы и медведи. Более того, сегодня совершенно очевидно, что азиатский продукт занимает лидирующие позиции в авторском кинематографе. Поэтому наш повышенный интерес к Голливуду даже чисто географически необоснован.

Впрочем, в условиях, когда 99% проката (особенно видео) заполнено американскими лентами, и пока такое соотношение сохранится - удивляться нечему.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей