Властители позолоченных статуэток

Церемония вручения "Оскара" прошла весьма заурядно. Интрига закончилась, не успев начаться. Триумф "Властелина колец" внес имя Питера Джексона на скрижали истории американского кино




После четвертой выигранной "Властелином" номинации смотреть 76-ю церемонию присуждения самой престижной в США кинонаграды стало скучно. Интрига закончилась, не успев начаться. Привлечь внимание могли лишь сидящие в рядок позади своего упитанного патрона и почему-то одетые в смокинги хоббиты. С каждым новым присуждением им золотой статуэтки раздавался такой клич восторга, что отличить их от актеров стало невозможно. Видимо, чтобы ее не спутали с эльфиней, Лив Тайлер, выйдя на сцену, надела странные учительские очки. Хотя ничего не с листка читала.

Итак, в голливудский пантеон вошел третий фильм-рекордсмен по числу выигранных номинаций - столько же лишь у "Титаника" и лишь на одну больше у "Бен Гура". Сразу оговорюсь - на мой взгляд, все эти три рекордсмена примерно одного уровня и находятся категорически за пределами моих личных предпочтений. Замечу лишь (без тени иронии), что в мировой кинематограф вошел не только очередной многосерийный миф и очередной кассовый рекорд (трилогия заработала по всему миру уже больше миллиарда), но и очередной знаменитый режиссер-толстяк. Как на самом деле коррелируют телесные габариты художника с размером его таланта, никто еще научно не проанализировал, однако надо признать, что Питер Джексон по физическим параметрам встал в один ряд с Альфредом Хичкоком, Орсоном Уэллсом и Жаном Ренуаром. И, может быть, с самим Копполой.

У новозеландского "гения", как его называли ликующие соавторы, точно так же не застегивается верхняя пуговица рубашки и разъезжается пиджак. Теперь, даже если создатель толкинианы ничего больше не снимет, сегодняшний триумф навсегда занесет имя Джексона на скрижали американской киноистории. Хотя в части таланта с перечисленными мастерами я бы его не сравнил. Но - против такого количества наград не попрешь.

Рассуждать о достоинствах и недостатках третьей части "Властелина колец" как-то не актуально, все уже его посмотрели в прокате, мы о нем много писали, а если кто не видел, теперь-то уж из чистого любопытства оценит результат семилетних усилий новозеландской съемочной группы. Единственное, что хочется сугубо отметить - за что угодно, но за лучшую режиссуру Джексон получил статуэтку, что называется, honoris causa, то бишь - по сумме достижений.

Но - присуждать так присуждать, решили все 5803 киноакадемика, а спорить с такой солидной компанией бессмысленно. Как пошутили авторы лучшего иностранного фильма – канадского "Нашествия варваров" (кстати, показанного накануне вечером по каналу НТВ), - спасибо академии, что мы не выдвигались вместе с "Властелином колец". И то правда…

Ну, поскольку в этом году соревнования не было и в помине, поговорим о других результатах, вызвавших, надо сказать, лично у меня некоторое уважение. Восходящей звезде авторской режиссуры Софии Копполе просто не повезло с таким ломовым конкурентом, как "ВК". Правда, из трех номинаций она взяла лично для себя самую престижную, ту, в которой фильма–лауреата просто не было, - за сценарий симпатичных "Трудностей перевода". Для Р.Р. Толкиена, сами понимаете, "Оскара" не предусмотрено, а то бы получил стопудово.

Не беда, когда-то в той же самой номинации, что София, получил своего единственного "Оскара" сам Тарантино за "Криминальное чтиво".

Дальше. "Таинственная река" Клинта Иствуда, идущая у нас в прокате, тоже принесла создателям весьма престижные призы - за лучшие мужские роли – Шон Пенн и Тим Роббинс (роль второго плана). Фильм и впрямь хороший.

На мой взгляд, мультик года "В поисках Немо" заслуженно не был обойден вниманием и победил весьма серьезных конкурентов, в том числе великолепного "француза" "Трио из Бельвилля".

Стоит также отметить победу американской короткометражки "Сердце Чернобыля", посвященную проблемам выживания детей в зоне катастрофы, а также награду полнометражного документального фильма - интервью с министром обороны США, командовавшим во время вьетнамской войны, снятую явно в пику сегодняшней администрации, воюющей в Ираке.

Жаль, что ни в одной из трех возможных статуэток не взял фильм В.Перельмана "Дом из песка и тумана", вышедший недавно в наш прокат с некоторой помпой по случаю номинации.

Заметим, что поскольку основную интригу оскароносной гонки оттянул на себя один фильм, что было весьма предсказуемо, то и поведение аудитории, а также конферанс Билли Кристала, равно как и знаменитостей на сцене "Кодака" также не отличались разнообразием. Поскольку большинство шуток не поддавалось русскому переводу, мы четыре часа кряду лишь наблюдали шквал аплодисментов и сияние улыбок. К чему была скандально известная 5-секундная задержка трансляции - совершенно не понятно. Никто и не думал орать со сцены: "Мистер Буш, позор, вы поймали Хусейна!"

Напротив, можно сказать, что нынешняя церемония прошла весьма ординарно, несмотря на старание ее участников продемонстрировать всю мощь американской стоматологической индустрии. Таксидо у мужчин были все как из одного гардероба, вечерние туалеты дам отличали лишь цвета и размеры выреза. Никаких экстравагантных выходок или, упаси бог, экспромтов. По накалу страстей и искрометности то, что нашими телеведущими называется почему-то "главным кинособытием мирового киносезона", мало чем отличалось от благотворительного концерта к Дню благодарения.

В этой связи замечу, что интерес к премии Американской киноакадемии в России, пожалуй, выше, чем где бы то ни было в мире. Старый Свет традиционно не придает "Оскару" такого значения и уж как минимум не считает его "главным призом года". В Европе, как это и должно быть, ценятся "пальмовые ветви" и всевозможные золотые и серебряные львы и медведи. Более того, сегодня совершенно очевидно, что азиатский продукт занимает лидирующие позиции в авторском кинематографе. Поэтому наш повышенный интерес к Голливуду даже чисто географически необоснован.

Впрочем, в условиях, когда 99% проката (особенно видео) заполнено американскими лентами, и пока такое соотношение сохранится - удивляться нечему.

Выбор читателей