|
Сейчас Грузия вернулась к старой системе кабинета министров, упраздненной Шеварднадзе еще в 1995 году. Помимо премьера, руководство исполнительной властью легло на плечи 15-ти отраслевых и 4-х государственных министров. Утверждение нового правительства с самого начала активно бойкотировалось рядом оппозиционных фракций – по мнению лидеров оппозиции, кабинет укомплектован "не теми" людьми, большинство из которых просто не обладает достаточным опытом. Глава одной из оппозиционных партий даже окрестил новый кабинет "филиалом фонда Сороса и клубом агентов ЦРУ". Элементы фарса при назначении высших чиновников исполнительной власти действительно бросались в глаза: несмотря на активную критику прежнего президента, многие "новые" министры еще недавно были соратниками и учениками Шеварднадзе.
Как известно, главой кабинета министров стал бывший заместитель "Белого лиса" Зураб Жвания. Второй экс-заместитель экс-президента, Георгий Барамидзе, получил один из ключевых портфелей, возглавив Министерство внутренних дел. Георгий Церетели, некогда возглавлявший тбилисское отделение "Союза граждан", занял кресло министра здравоохранения. В новом кабмине, отчаянно смело поддержавшем президентский курс на борьбу с коррупцией, не забыли и про бывшего помощника Шеварднадзе Тедо Джапаридзе. До "революции" он был секретарем Совбеза, а теперь возглавил внешнеполитическое ведомство страны. Еще четверо членов кабинета дождались повышения – из кабинетов заместителей пересели в кресла министров.
Большинство отраслевых министров – ровесники Михаила Саакашвили. Восемь из них учились на Западе, еще трое там и работали. К примеру, самый молодой, 28-летний министр экономики Ираклий Рехвиашвили служил в европейской штаб-квартире фонда Сороса, а министры образования и юстиции Каха Ломая и Георгий Папуашвили руководили деятельностью местного отделения фонда. Еще один их коллега, Георгий Габашвили, год назад покинувший фонд Сороса, стал министром культуры. Руководители министерств окружающей среды и инфраструктуры Тамара Лебанидзе и Тамара Сулухия также работали в американских организациях, как и новый главный энергетик Грузии Николай Гилаури. Его назначение наверняка стало неприятным сюрпризом для Анатолия Чубайса, ведь по возвращении на родину новый министр неоднократно подчеркивал, что готов сотрудничать в первую очередь с компаниями-конкурентами РАО "ЕЭС России".
По мнению экспертов, наиболее уязвимой в кабинете министров выглядит кандидатура главного финансиста страны. Министр финансов Зураб Ногаидели уже успел побывать в этом кресле и даже "отличиться" при Шеварднадзе. Несколько лет назад, после очередного провала бюджета, парламентарии гневно требовали отставки Ногаидели. Спас его тогда лично Эдуард Шеварднадзе, попенявший членам парламента. Аргументы сводились к следующему: "Человек только научился финансам, а вы его снимать хотите...".
Не меньший интерес вызывают фигуры четырех министров без портфеля, которые курируют вопросы конфликтов, евроинтеграции, национального согласия, а также бизнеса и инвестиций. Здесь тоже приходит ощущение дежавю. Оказывается, госминистр по урегулированию конфликтов, он же кинорежиссер Георгий Хаиндрава, уже занимал эту должность в период грузино-абхазской войны, которая завершилось для Грузии фактической потерей целого региона. С тех пор в госструктурах Хаиндрава не работал; в последнее время он руководил частной радиостанцией, принадлежавшей зятю Шеварднадзе, ныне арестованному Георгию Джохтаберидзе. По удивительному стечению обстоятельств, этот человек не попал в число "коррупционеров".
За национальное согласие отвечает Гурам Абсандзе – старый проверенный кадр аппарата управления Грузии. Он занимал ответственный пост министра финансов в правительстве Гамсахурдиа. Затем скрывался в России, поскольку попал под подозрение как один из главных расхитителей государственных средств. Более того, его обвиняли в организации теракта против Эдуарда Шеварднадзе. Власти России экстрадировали Абсандзе на родину, где ему удалось добиться амнистии. Второе политическое дыхание пришло к Абсандзе как раз во время "революции роз". Находясь на западе Грузии, он поддержал столичную оппозицию, а сразу же после отставки Шеварднадзе провозгласил себя губернатором и занял кабинет главы администрации региона. Спустя несколько дней "триумвират" предложил самопровозглашенному "губернатору" выйти из осажденного кабинета в Зугдиди в обмен на должность в Тбилиси. Он согласился, и инцидент был исчерпан.
Курирование инвестиций, малого и среднего бизнеса в кабинете министров поручено бывшему директору универмага Джамбулу Бакурадзе. Еще будучи членом парламента он покинул прошеварднадзевскую фракцию и перешел под крыло Жвания, что, безусловно, сыграло свою роль при нынешнем назначении. Наконец, четвертому министру без портфеля, Тамаре Беручашвили, обучавшейся в США и имеющей практику работы в правительстве Шеварднадзе, поручено решение сложнейшей задачи – она отвечает за интеграцию Грузии в ЕС.
Таким образом, при распределении портфелей в кабинете министров Саакашвили, заявившему о формировании собственной команды, на самом деле пришлось тасовать "старую колоду". Востребованность кадров, которые отвечали за ключевые направления при прежних президентах, свидетельствует о том, что настоящей борьбы с коррупцией в Грузии все-таки может не получиться.
С другой стороны, триумфальная победа Михаила Саакашвили на президентских выборах далась ценой многочисленных обещаний электорату, в том числе восстановления территориальной целостности страны и решения острейших социальных вопросов. Главная проблема в том, что на практике выполнять обещания придется команде младореформаторов, значительная часть которых не состояла на государственной службе или же вообще не имела опыта руководящей работы.