Кадровая карусель по-грузински

При распределении портфелей в кабинете министров Саакашвили, заявившему о формировании собственной команды, на самом деле пришлось тасовать "старую колоду"




Отстранение Эдуарда Шеварднадзе от власти и выборы нового президента Грузии назвали "революцией роз". Однако не менее революционные события происходят в стране именно в эти дни. Грузия оказалась на пороге чрезвычайщины, которая может перерасти в открытые столкновения. Все это происходит на фоне широко декларируемой операции по борьбе с коррупцией. В Тбилиси уже отправлено в отставку большое количество чиновников и лиц, представляющих управленческие структуры, которые, как считается, запятнали себя связями с криминалом или же "засветились" в качестве пособников или участников коррупционных действий. Однако некоторые факты свидетельствуют о том, что обвинения в "связях с мафией" обнародуются выборочно. Иначе чем объяснить то, что часть новых министров, получивших портфели как раз благодаря "революции роз", успели побывать на этих должностях при прежнем руководстве, допустившем развал страны.

Сейчас Грузия вернулась к старой системе кабинета министров, упраздненной Шеварднадзе еще в 1995 году. Помимо премьера, руководство исполнительной властью легло на плечи 15-ти отраслевых и 4-х государственных министров. Утверждение нового правительства с самого начала активно бойкотировалось рядом оппозиционных фракций – по мнению лидеров оппозиции, кабинет укомплектован "не теми" людьми, большинство из которых просто не обладает достаточным опытом. Глава одной из оппозиционных партий даже окрестил новый кабинет "филиалом фонда Сороса и клубом агентов ЦРУ". Элементы фарса при назначении высших чиновников исполнительной власти действительно бросались в глаза: несмотря на активную критику прежнего президента, многие "новые" министры еще недавно были соратниками и учениками Шеварднадзе.

Как известно, главой кабинета министров стал бывший заместитель "Белого лиса" Зураб Жвания. Второй экс-заместитель экс-президента, Георгий Барамидзе, получил один из ключевых портфелей, возглавив Министерство внутренних дел. Георгий Церетели, некогда возглавлявший тбилисское отделение "Союза граждан", занял кресло министра здравоохранения. В новом кабмине, отчаянно смело поддержавшем президентский курс на борьбу с коррупцией, не забыли и про бывшего помощника Шеварднадзе Тедо Джапаридзе. До "революции" он был секретарем Совбеза, а теперь возглавил внешнеполитическое ведомство страны. Еще четверо членов кабинета дождались повышения – из кабинетов заместителей пересели в кресла министров.

Большинство отраслевых министров – ровесники Михаила Саакашвили. Восемь из них учились на Западе, еще трое там и работали. К примеру, самый молодой, 28-летний министр экономики Ираклий Рехвиашвили служил в европейской штаб-квартире фонда Сороса, а министры образования и юстиции Каха Ломая и Георгий Папуашвили руководили деятельностью местного отделения фонда. Еще один их коллега, Георгий Габашвили, год назад покинувший фонд Сороса, стал министром культуры. Руководители министерств окружающей среды и инфраструктуры Тамара Лебанидзе и Тамара Сулухия также работали в американских организациях, как и новый главный энергетик Грузии Николай Гилаури. Его назначение наверняка стало неприятным сюрпризом для Анатолия Чубайса, ведь по возвращении на родину новый министр неоднократно подчеркивал, что готов сотрудничать в первую очередь с компаниями-конкурентами РАО "ЕЭС России".

По мнению экспертов, наиболее уязвимой в кабинете министров выглядит кандидатура главного финансиста страны. Министр финансов Зураб Ногаидели уже успел побывать в этом кресле и даже "отличиться" при Шеварднадзе. Несколько лет назад, после очередного провала бюджета, парламентарии гневно требовали отставки Ногаидели. Спас его тогда лично Эдуард Шеварднадзе, попенявший членам парламента. Аргументы сводились к следующему: "Человек только научился финансам, а вы его снимать хотите...".

Не меньший интерес вызывают фигуры четырех министров без портфеля, которые курируют вопросы конфликтов, евроинтеграции, национального согласия, а также бизнеса и инвестиций. Здесь тоже приходит ощущение дежавю. Оказывается, госминистр по урегулированию конфликтов, он же кинорежиссер Георгий Хаиндрава, уже занимал эту должность в период грузино-абхазской войны, которая завершилось для Грузии фактической потерей целого региона. С тех пор в госструктурах Хаиндрава не работал; в последнее время он руководил частной радиостанцией, принадлежавшей зятю Шеварднадзе, ныне арестованному Георгию Джохтаберидзе. По удивительному стечению обстоятельств, этот человек не попал в число "коррупционеров".

За национальное согласие отвечает Гурам Абсандзе – старый проверенный кадр аппарата управления Грузии. Он занимал ответственный пост министра финансов в правительстве Гамсахурдиа. Затем скрывался в России, поскольку попал под подозрение как один из главных расхитителей государственных средств. Более того, его обвиняли в организации теракта против Эдуарда Шеварднадзе. Власти России экстрадировали Абсандзе на родину, где ему удалось добиться амнистии. Второе политическое дыхание пришло к Абсандзе как раз во время "революции роз". Находясь на западе Грузии, он поддержал столичную оппозицию, а сразу же после отставки Шеварднадзе провозгласил себя губернатором и занял кабинет главы администрации региона. Спустя несколько дней "триумвират" предложил самопровозглашенному "губернатору" выйти из осажденного кабинета в Зугдиди в обмен на должность в Тбилиси. Он согласился, и инцидент был исчерпан.

Курирование инвестиций, малого и среднего бизнеса в кабинете министров поручено бывшему директору универмага Джамбулу Бакурадзе. Еще будучи членом парламента он покинул прошеварднадзевскую фракцию и перешел под крыло Жвания, что, безусловно, сыграло свою роль при нынешнем назначении. Наконец, четвертому министру без портфеля, Тамаре Беручашвили, обучавшейся в США и имеющей практику работы в правительстве Шеварднадзе, поручено решение сложнейшей задачи – она отвечает за интеграцию Грузии в ЕС.

Таким образом, при распределении портфелей в кабинете министров Саакашвили, заявившему о формировании собственной команды, на самом деле пришлось тасовать "старую колоду". Востребованность кадров, которые отвечали за ключевые направления при прежних президентах, свидетельствует о том, что настоящей борьбы с коррупцией в Грузии все-таки может не получиться.

С другой стороны, триумфальная победа Михаила Саакашвили на президентских выборах далась ценой многочисленных обещаний электорату, в том числе восстановления территориальной целостности страны и решения острейших социальных вопросов. Главная проблема в том, что на практике выполнять обещания придется команде младореформаторов, значительная часть которых не состояла на государственной службе или же вообще не имела опыта руководящей работы.

Выбор читателей