Фото: derevo.org |
"Дерево" – питерско-дрезденский проект, существующий с конца 80-х годов под бессменным руководством Антона Адасинского. Тогда, в 80-х, они создали нечто бесконечно новаторское, ну просто ужас какое новаторское, такое шокирующе новаторское, что никак и не описать. В отличие от Полунина, с которым "Дерево" связано тесными узами театрального родства, театр оказался чересчур новаторским для отечественного зрителя. Адасинский и компания отправились в дальние страны, объездили весь мир и нашли себя в Дрездене.
Фото: derevo.org |
Что же так смущало зрителя в этом существовании, что театру пришлось десять лет кочевать по заграницам? Чтобы наслаждаться спектаклями "Дерева", нужна свобода восприятия. Бритые налысо головы актеров до сих пор вводят отечественного зрителя в легкий шок, и полспектакля отечественный зритель пытается разобрать, кто из присутствующих на сцене женщина, а кто мужчина. (Давно замечено, что русский человек жить не может без половой определенности.) И вот только ты, наконец, понял, что перед тобой – мужик, как мужик немедленно начинает оголяться, демонстрируя зрителям те части тела, которые мамы и бабушки учили тщательно скрывать. Какое уж тут искусство, когда король – голый? Телесный низ перевешивал духовный верх, который в нашем представлении до сих пор складывается из шекспировских монологов.
Фото: derevo.org |
Обыкновенно, кстати, деревцы, требующие для жизни уникального сценического пространства, возят с собой собственный шатер. Но тут, видно, побоялись, что по московской весне шатер или затопит, или смоет. Или он сгорит вдруг ненароком. Мало ли что.
Наверное, чтобы приучить зрителя заранее к своему внешнему виду и способу контакта с реальностью, перед спектаклем актеры разыгрывают сценки – в буфетах, курительных, гардеробах и фойе. Зрители, безуспешно ищущие вход в зал меж бесконечных зеркал и буфетов, постепенно проникаются мыслью, что вот он и есть, театр. И смотрят там, где показывают. Потом их все-таки пускают в зал. Зал прекрасен в районе партера и невыносим в районе бельэтажа. В районе партера он мягок, удобен и отовсюду все видно; в районе бельэтажа он тесен, нефункционален и ниоткуда не видно ничего.
А спектакли – спектакли хороши. Такие "зарисовки на тему", пантомимно-театрально лирические сказки. Спектакль "Отражения" – второй в театральной линейке – чуть яснее; это сольный проект Татьяны Хабаровой, танец-рефлексия о сотворении мира, наиболее близкий к технике японского танца буто, с которой так часто сравнивают деревцев. "Всадник" – это рассказанная история. В ней есть и всадник, и принцесса, и моряк. О чем она – пусть каждый, кто видел, допридумает сам, потому что нет ничего глупее, чем объяснять необъяснимое.
Фото: derevo.org |
И напоследок – свеженькая постановка "Острова в океане", лауреат "Золотой маски"-2003. Острова – это сказочный мир, как всегда, необъяснимый и, как всегда, на границе всего.
"Красная зона" – 18 марта, "Острова в океане" – 20 и 21 марта в Театре Луны (новое здание).