Телесный низ перевешивает духовный верх

Давно замечено, что русский человек жить не может без половой определенности. И вот только ты, наконец, понял, что перед тобой мужик, как "мужик" начинает оголяться, демонстрируя те части тела, которые мамы и бабушки учили тщательно скрывать


Фото: derevo.org



Продолжаются юбилейные гастроли фестиваля "Золотая маска". Пока дело тихонько идет к основной программе, гастроли театра "Дерево" перешли за демаркационную линию. Показаны два спектакля из четырех – "Всадник" и "Отражение". Остается посмотреть еще два – "Красная зона" и "Острова в океане".

"Дерево" – питерско-дрезденский проект, существующий с конца 80-х годов под бессменным руководством Антона Адасинского. Тогда, в 80-х, они создали нечто бесконечно новаторское, ну просто ужас какое новаторское, такое шокирующе новаторское, что никак и не описать. В отличие от Полунина, с которым "Дерево" связано тесными узами театрального родства, театр оказался чересчур новаторским для отечественного зрителя. Адасинский и компания отправились в дальние страны, объездили весь мир и нашли себя в Дрездене.


Фото: derevo.org

Что это за "Дерево" такое? Компот техник и приемов, где пластика сосуществует с пантомимой, драматургия – с отсутствием всякого сюжета и действия. Это не классический театр, не современный танец. Скорее, попытка театра больше не быть театром. Потому что когда пытаешься применять к ним театральный инструментарий, разгадывая их метафоры как театральные, воспринимая их фокусы как игру – тут же ломаешь впечатление. Вот, что они сами говорят о себя: "Сегодняшние участники группы избегают слов "актер", "театр", "игра". Скорее, они рассматривают свою деятельность как признак своего существования".

Что же так смущало зрителя в этом существовании, что театру пришлось десять лет кочевать по заграницам? Чтобы наслаждаться спектаклями "Дерева", нужна свобода восприятия. Бритые налысо головы актеров до сих пор вводят отечественного зрителя в легкий шок, и полспектакля отечественный зритель пытается разобрать, кто из присутствующих на сцене женщина, а кто мужчина. (Давно замечено, что русский человек жить не может без половой определенности.) И вот только ты, наконец, понял, что перед тобой – мужик, как мужик немедленно начинает оголяться, демонстрируя зрителям те части тела, которые мамы и бабушки учили тщательно скрывать. Какое уж тут искусство, когда король – голый? Телесный низ перевешивал духовный верх, который в нашем представлении до сих пор складывается из шекспировских монологов.


Фото: derevo.org

Ладушки, "Дерево" уехало. И довольно быстро заняло свое место на европейской театрально-танцевальной сцене. Оказалось, что у них веселые, зажигательные, обаятельные спектакли. Начинался спектакль – начинался восторг. У театра образовался даже настоящий фанклуб, не пропускающий ни одного их выступления. Судя по всему, именно фанаты забили до отказа маленький зал Театра Луны, где проходят гастроли "Дерева" в этот раз.

Обыкновенно, кстати, деревцы, требующие для жизни уникального сценического пространства, возят с собой собственный шатер. Но тут, видно, побоялись, что по московской весне шатер или затопит, или смоет. Или он сгорит вдруг ненароком. Мало ли что.

Наверное, чтобы приучить зрителя заранее к своему внешнему виду и способу контакта с реальностью, перед спектаклем актеры разыгрывают сценки – в буфетах, курительных, гардеробах и фойе. Зрители, безуспешно ищущие вход в зал меж бесконечных зеркал и буфетов, постепенно проникаются мыслью, что вот он и есть, театр. И смотрят там, где показывают. Потом их все-таки пускают в зал. Зал прекрасен в районе партера и невыносим в районе бельэтажа. В районе партера он мягок, удобен и отовсюду все видно; в районе бельэтажа он тесен, нефункционален и ниоткуда не видно ничего.

А спектакли – спектакли хороши. Такие "зарисовки на тему", пантомимно-театрально лирические сказки. Спектакль "Отражения" – второй в театральной линейке – чуть яснее; это сольный проект Татьяны Хабаровой, танец-рефлексия о сотворении мира, наиболее близкий к технике японского танца буто, с которой так часто сравнивают деревцев. "Всадник" – это рассказанная история. В ней есть и всадник, и принцесса, и моряк. О чем она – пусть каждый, кто видел, допридумает сам, потому что нет ничего глупее, чем объяснять необъяснимое.


Фото: derevo.org

Вот это было. А будут – еще два спектакля. "Красная зона", поставленная в первый год существования "Дерева" и сделавшая театру зарубежную славу. В предпоследний раз спектакль играли пять лет назад на фестивале в Эдинбурге, где "Зона" получила приз за самую новаторскую постановку. В рамках юбилея "Золотой маски" ее играют в последний раз – и в первом составе: Антон Адасинский, Татьяна Хабарова, Елена Яровая, Алексей Меркушев, Дмитрий Тюльпанов. Представление-размышление "о том, как мы не любим театр" можно смотреть и как своеобразный манифест "Дерева".

И напоследок – свеженькая постановка "Острова в океане", лауреат "Золотой маски"-2003. Острова – это сказочный мир, как всегда, необъяснимый и, как всегда, на границе всего.

"Красная зона" – 18 марта, "Острова в океане" – 20 и 21 марта в Театре Луны (новое здание).

Выбор читателей