Талант Парфенова вышел за рамки дозволенного

Читать в полной версии →
Официальной причиной увольнения Парфенова и закрытия "Намедни" стало "нарушение трудового договора". Свободе творчества команды журналистов оказалось тесно в прокрустовом ложе "политики руководства телекомпании"




Руководство НТВ, не так давно обещавшее Леониду Парфенову полную свободу творчества, объяснило причины, по которым телеведущий попал в немилость. "Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании", – говорится в сообщении НТВ.

"Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме", – заявил генеральный директор ОАО "Телекомпания НТВ" Николай Сенкевич.

Напомним, известных публике "инцидентов" было два. Первым стал конфликт из-за сюжета в "Намедни", посвященного книге Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера"; вторым – недавний запрет к показу сюжета "Выйти замуж за Зелимхана", с вдовой Яндарбиева. Решение запретить к показу в эфире "Намедни", идущем на европейскую часть России, интервью с Маликой Яндарбиевой принял заместитель Сенкевича Александр Герасимов. Парфенов потребовал от него издать письменное распоряжение по этому вопросу, которое затем обнародовал в прессе.

Распоряжение о снятии с эфира в ноябре прошлого года сюжета о книге Трегубовой было сделано Николаем Сенкевичем в устной форме. Комментируя тогда свои действия, Сенкевич отрицал, что снятие материала явилось нарушением свободы слова: "Есть свобода слова, а есть словоблудство, хамство и пошлость. Это две большие разницы. Впредь подобные вещи я буду снимать". В журналистской среде поступок гендиректора НТВ расценили как акт политической цензуры. (Кстати, о том, что на канале появились цензоры, журналисты НТВ говорили еще за полгода до этого случая.) Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов заявил, что Сенкевич взял на себя функции главного редактора "Намедни" и "совершил акт цензуры, за что может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст.144 Уголовного кодекса РФ". Председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов предположил, что "Байки" очень не нравятся кому-то на самом верху и поэтому сюжет о книге Трегубовой запретили показывать на канале, который контролируется государством.

Отношения Парфенова с новым начальством с самого начала нельзя было назвать безоблачными. После того, как стало известно, что место Бориса Йордана займет Николай Сенкевич, члены правления НТВ Парфенов, Шустер и Миткова выразили недоверие новому руководству телеканала. Они обвинили Сенкевича, который тогда являлся еще исполняющим обязанности гендиректора, и его первого заместителя Алексея Земского в некомпетентности. Однако первый заместитель гендиректора холдинга "Газпром-Медиа" Дмитрий Бирюков назвал сложившуюся ситуацию "недоразумением" и заявил, что Сенкевич в любом случае избавится от приставки "и.о." и возглавит телеканал. Решения правления были объявлены не имеющими юридической силы, так как уставом телеканала не предусмотрен такой орган.

После этого правление НТВ написало открытое письмо руководству ОАО "Газпром" и тогдашнему министру по делам печати Михаилу Лесину. В нем отмечалось, что новые кадровые назначения поставили телеканал на грань кризиса, и высказывалась просьба о встрече с руководителем "Газпрома" Алексеем Миллером. Уже тогда многие предрекали уход с НТВ высокопрофессиональных сотрудников.

После встречи с Миллером, во время которой он сообщил, что своих кадровых решений менять не будет, Леонид Парфенов закрыл свою программу и ушел в отпуск. Он сразу же получил предложения о трудоустройстве от Первого канала, "России", СТС и даже ТВС. Однако после очередного разговора с замгендиректора НТВ и руководителем информационного вещания Александром Герасимовым, в подчинение к которому формально попала программа, Парфенов все же решил остаться, получив заверения руководства телеканала в том, что коллектив программы будет пользоваться свободой творчества не меньшей, чем во времена предыдущего начальства.

Как стало понятно вчера вечером, свободе оказалось тесно в прокрустовом ложе "политики руководства компании".

НТВ прощается с Парфеновым и "Намедни". Фотоархив

Андрей БУЗЫКИН |
Выбор читателей