|
По словам председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, термин "коррупционное проявление" не является синонимом слова "взятка", а всего лишь вызывает "список вопросов". Среди тех, кому борцы с коррупцией хотели бы их задать, оказались в том числе работники Генпрокуратуры, Мосгорсуда, Министерства по управлению госимуществом Свердловской области, а также ряда государственных органов Башкирии.
Инициативу новой организации можно только приветствовать. Однако первый же шаг ОСА, который обозначил ее тактику борьбы с коррупцией, сам вызывает "список вопросов". Почему в ОСА не провели собственных расследований, а выдвинули обвинения, пролистав подшивки газет и выудив компромат из скандальных статей, которые вполне могли быть заказными? Не к лицу такой серьезной организации обосновывать свои подозрения текстами статей пусть даже влиятельных СМИ.
Кроме рассылки запросов в соответствующие госструктуры, ОСА намерен поделиться своими подозрениями с посольствами примерно 100 стран, ратифицировавших антикоррупционные конвенции ООН и ЕС. По условиям этих конвенций, визы зарубежных чиновников, подозреваемых во взяточничестве, как и визы их родственников, закрываются с момента поступления соответствующих обращений от общественных организаций. Безусловно, это действенная мера, однако приходится снова задать тот же вопрос: стоит ли к ней прибегать лишь на основании того, что пишет пресса? При всем уважении к благородным устремлениям ОСА, с коррупцией нужно бороться разумно и взвешенно, не превращая этот процесс в "охоту на ведьм".
Кирилл Кабанов подвергает критике неэффективность власти в противодействии коррупции. И правильно делает! Но при этом все публичные действия власти против продажных чиновников он называет не иначе как "показухой". По его словам, это лишь демонстрация борьбы с коррупцией в виде образцово-показательных арестов "оборотней в погонах" и взяточников из ГАИ, и все действия направлены против так называемой "низовой коррупции".
Между тем, по мнению президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова (коллеги г-на Кабанова по ОСА), одной из особенностей, отличающих нашу страну от других в плане взяточничества, является именно масштабная низовая коррупция. Согласно экспертным данным, 83,3% объема коррупционного рынка реализуется именно на низовом уровне. По словам завотдела социологии фонда ИНДЕМ Владимира Римского, "надо срочно бороться с низовой коррупцией, чтобы чиновники, с которыми имеют дело граждане, не могли принимать конечных решений". Ведь именно с таким произволом вынуждены сталкиваться россияне в повседневной жизни.
В этой связи приходит в голову крамольная мысль: а не является ли показухой бурная деятельность самого союза, в качестве мишени выбирающего громкие имена? Для ОСА, который только в начале своего пути, важно не оказаться в ситуации "размахнулись на рубль, а ударили на копейку". Это было бы крайне обидно, учитывая тот огромный потенциал, который имеет новая организация.