|
Он целенаправленно взялся исследовать эту проблему и провел очень простой, но очень эффективный эксперимент. Слуцкий сравнил возможности так называемой "быстрой" памяти пятилетних малышей и людей среднего возраста. Опыт был поставлен таким образом, что "добровольцы" не знали, на предмет чего их, собственно, тестируют.
Итак, группе испытуемых дали посмотреть огромное количество фотографий с изображениями животных. На многих фигурировали, скажем, морды котов – похожих, но не одних и тех же. Через некоторое время детей и взрослых попросили показать, каких именно представителей фауны они видели.
Так вот, в результате эксперимента выяснилось, что юные создания подмечают больше деталей и запоминают изображение лучше, нежели умудренное жизненным опытом старшее поколение. Первые точно угадывали 31% снимков, а вторые – всего лишь 7%.
Профессор выявил также кардинально различный подход детей и взрослых при беглом анализе фотографий. Мышление малышей ищет сходство между изображением и реальным животным, именно поэтому они более внимательны к мелочам. Взрослые же руководствуются мышлением по категориям (кот, собака, лошадь): они определяют, что показанное им изображение – именно кошка, а не что-либо еще. После того, как в их голове происходит узнавание "это кот", их больше ничего особенно и не волнует – они думают, что ответ верен. В то же время, ребенок пытается сопоставить черты "лица" с виденным ранее, и потому куда чаще узнает "именно этого кота".
Поясняя свое открытие, ученый утверждает, что "этот как раз тот случай, когда рост знаний (о предметах, животных и типах к которым они относятся) может фактически уменьшить точность памяти". Другими словами, когда дети в процессе жизни превращаются в отягощенных грузом знаний взрослых, они запоминают все меньше и хуже.