Фото: photographer.ru |
Конечно, в наших социалистических широтах все выглядело не так радужно, как, скажем, в Париже или Филадельфии. Но факт остается фактом: отечественное поколение фотоклассиков оказалось ничуть не хуже заграничного.
Александр Слюсарев, вошедший в когорту избранных, как и положено фотографирует с 1959 года и считается не только самым объективным, но и самым лиричным советским мастером.
Три года назад в Доме фотографии проходила слюсаревская выставка "Последствия". Тогда взорам потрясенной публики предстала Москва конца прошлого века: город "...стирания граней, практики освоения новых земель, долгосрочного планирования, экономического стимулирования, устройства праздничных гуляний, соцсоревнования, всеобщего образования, экономических преобразований, градостроительной политики, архитектурного проектирования, ведения строительных и дорожных работ, постоянного ремонта, тоталитаризма, бюрократии и взяточничества, поголовного пьянства, тотального дефицита, сурового похмелья..." и т.д. и т.п. Автор был настроен весьма критически, безжалостно выставляя напоказ "красоты" разоренной столицы.
Новая экспозиция в Московском Доме фотографии, представляющая снимки Слюсарева из серии "Город в котором я живу", выглядит совсем иначе. Проект называется "Поп-арт", и нынешние фотографии действительно выглядят несколько попсово.
Слюсаревская Москва на заре третьего тысячелетия радует глаз: все этакое чистенькое, аккуратное и новенькое – прямо так и пахнет свежей краской киностудии или картинами художников-академистов. Голубое и обязательно ясное небо, аккуратные попки девочек-тинейджеров, обтянутые мини-юбками, лакированный капот шикарной иномарки, нависший над серебристой водной гладью (в нашей столице воды такого цвета не бывает даже в бачке унитаза, не то что в открытых речных бассейнах). Одним словом, новая Москва подозрительно молода и хороша собой.
Зато в полной мере присутствует фирменный слюсаревский стиль – удивительно красивые кадры, неожиданные планы, оригинальное освещение. Яркое пятно зеленого листа, кружащегося на фоне ясного неба и черных стволов, контрастная игра светотени на стене дома и просто эффектные ракурсы и острые цветовые контрасты, преображающие обыкновенные предметы. Остается только любоваться произведениями признанного классика и горько сожалеть о том, что этот дивный город не имеет ничего общего с душной и грязной клоакой, в которой мы живем.