Москва подозрительно молода и хороша собой

Москва на фотографиях Слюсарева радует глаз: все такое чистенькое, аккуратное, новенькое. Голубое небо, аккуратные попки девочек-тинейджеров, лакированный капот шикарной иномарки, нависший над серебристой водной гладью...


Фото: photographer.ru



В последние годы солидный, ласкающий слух термин "классик" все чаще появляется рядом с именем профессионального фотографа. И это не удивительно. Фотографический бум, пришедшийся на начало 60-х, скоро успешно справит свое пятидесятилетие. За полвека худенькие мобильные мальчишки с фотоаппаратами, выпивавшие с "битлами", дружившие с начинающими кинозвездами и снимавшие самые отчаянные репортажи, стали главными художниками, основателями нового направления или просто солидными дядьками. Одним словом, классиками. Разумеется, у дебютантов-шестидесятников тоже были свои кумиры. К сожалению, сегодня почти забытые. Ведь творческие успехи, скажем, довоенных фотографов не распространялись в народе с невероятной скоростью. Только несколько десятилетий спустя, благодаря великой и ужасной поп-культуре, миллионы читателей глянцевых журналов смогли, затаив дыхание, следить за восхождением новой звезды.

Конечно, в наших социалистических широтах все выглядело не так радужно, как, скажем, в Париже или Филадельфии. Но факт остается фактом: отечественное поколение фотоклассиков оказалось ничуть не хуже заграничного.

Александр Слюсарев, вошедший в когорту избранных, как и положено фотографирует с 1959 года и считается не только самым объективным, но и самым лиричным советским мастером.

Три года назад в Доме фотографии проходила слюсаревская выставка "Последствия". Тогда взорам потрясенной публики предстала Москва конца прошлого века: город "...стирания граней, практики освоения новых земель, долгосрочного планирования, экономического стимулирования, устройства праздничных гуляний, соцсоревнования, всеобщего образования, экономических преобразований, градостроительной политики, архитектурного проектирования, ведения строительных и дорожных работ, постоянного ремонта, тоталитаризма, бюрократии и взяточничества, поголовного пьянства, тотального дефицита, сурового похмелья..." и т.д. и т.п. Автор был настроен весьма критически, безжалостно выставляя напоказ "красоты" разоренной столицы.

Новая экспозиция в Московском Доме фотографии, представляющая снимки Слюсарева из серии "Город в котором я живу", выглядит совсем иначе. Проект называется "Поп-арт", и нынешние фотографии действительно выглядят несколько попсово.

Слюсаревская Москва на заре третьего тысячелетия радует глаз: все этакое чистенькое, аккуратное и новенькое – прямо так и пахнет свежей краской киностудии или картинами художников-академистов. Голубое и обязательно ясное небо, аккуратные попки девочек-тинейджеров, обтянутые мини-юбками, лакированный капот шикарной иномарки, нависший над серебристой водной гладью (в нашей столице воды такого цвета не бывает даже в бачке унитаза, не то что в открытых речных бассейнах). Одним словом, новая Москва подозрительно молода и хороша собой.

Зато в полной мере присутствует фирменный слюсаревский стиль – удивительно красивые кадры, неожиданные планы, оригинальное освещение. Яркое пятно зеленого листа, кружащегося на фоне ясного неба и черных стволов, контрастная игра светотени на стене дома и просто эффектные ракурсы и острые цветовые контрасты, преображающие обыкновенные предметы. Остается только любоваться произведениями признанного классика и горько сожалеть о том, что этот дивный город не имеет ничего общего с душной и грязной клоакой, в которой мы живем.

Выбор читателей