|
Как уже сообщало "Yтро", сегодня из 215 отечественных авиакомпаний две трети являются небольшими предприятиями, имеющими в своем распоряжении несколько самолетов. Занимаются они так называемым "бизнесом на амортизации", выжимая из воздушной техники все возможное и невозможное. Они дошли до того, что начали собирать авиационный секонд-хенд со всего СНГ и ряда других стран, занимаясь реэкспортом подержанных самолетов. Думается, не лучше дело обстоит и с вертолетами.
Финансовые возможности таких фирм не позволяют им вкладывать необходимые средства в обновление своего авиапарка и техническое обслуживание техники, которая уже дышит на ладан. Вследствие дороговизны процедуры, сравнимой порой со стоимостью самого воздушного судна, необходимое обязательное обследование порой не проводится, а качество и полнота такого обследования оставляет желать лучшего. Иногда документ на проведение полетов выдается фиктивный, даже без необходимого комплекса работ.
Так, в одной из компаний Ту-154, которому был продлен ресурс службы и который на основании всех имеющихся документов должен был летать еще несколько лет, признали после проверки аварийным из-за серьезных коррозионных повреждений. Что уж говорить о катастрофе Ан-24, которому несколько лет назад так же легко продлили жизнь и который развалился в воздухе из-за коррозии. Тогда погибли несколько десятков человек.
Кроме необоснованного продления срока эксплуатации самолетов, вызывает опасение и качество их ремонта. Предприятия, выпускающие авиационную технику, двигатели и приборное оборудование, решили сами браться за ремонт и перестали поставлять детали специализированным ремонтным предприятиям. Действительно, зачем делиться доходами с кем-то еще.
В результате появился теневой рынок запасных частей, на котором, как на обычном базаре, можно было купить что угодно – лишь бы деньги были. Приобретение необходимых деталей на таком рынке не гарантирует их надежности. Как выразился в одном из своих выступлений помощник президента РФ Евгений Шапошников*, их "находят на свалке или снимают со списанных самолетов, а потом продают за большие деньги".
Отсутствие запасных частей болезненно ощущается и при использовании новой, очень дорогой отечественной авиатехники. Так, при эксплуатации Ту-214 часто происходила задержка вылетов при выполнении полетов по маршруту Москва – Барнаул и Москва – Улан-Батор из-за отказов запорных устройств люков багажных и грузовых отделений – туда попадала вода и замерзала. По свидетельству экипажей Ту-214, в Монголии при заруливании самолета на стоянку специально собирались толпы народа, которые заинтересованно смотрели, как русские ломами открывали замерзшие люки...
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента