Оторвавшаяся лопасть вертолета убила туриста

Вертолет, который доставил туристов в лагерь, уже собирался взлетать, когда завертевшаяся лопасть машины оторвалась и полетела в сторону палатки, в которой располагалась столовая




О ветхости наших воздушных судов и связанной с этим опасности для всего окружающего сказано немало. На них не только опасно летать, но и подходить ближе чем на километр не рекомендуется. Очередной несчастный случай произошел сегодня около 10:00 мск в туристическом лагере "Манса-Мар", у реки Волонги на юго-западе Ненецкого автономного округа. Вертолет Ми-8, принадлежащий ОАО "Архангельский объединенный авиаотряд", доставил в лагерь группу туристов. Машина уже собиралась взлетать, когда вдруг завертевшаяся лопасть винта оторвалась и полетела в сторону палатки, в которой располагалась столовая. К несчастью, в это время там обедали туристы. В результате один человек погиб, еще двое были ранены. На место происшествия вылетели два вертолета со спасателями Нарьян-Марского объединенного авиаотряда, медиками, представителями МЧС, прокуратуры и УВД округа.

Как уже сообщало "Yтро", сегодня из 215 отечественных авиакомпаний две трети являются небольшими предприятиями, имеющими в своем распоряжении несколько самолетов. Занимаются они так называемым "бизнесом на амортизации", выжимая из воздушной техники все возможное и невозможное. Они дошли до того, что начали собирать авиационный секонд-хенд со всего СНГ и ряда других стран, занимаясь реэкспортом подержанных самолетов. Думается, не лучше дело обстоит и с вертолетами.

Финансовые возможности таких фирм не позволяют им вкладывать необходимые средства в обновление своего авиапарка и техническое обслуживание техники, которая уже дышит на ладан. Вследствие дороговизны процедуры, сравнимой порой со стоимостью самого воздушного судна, необходимое обязательное обследование порой не проводится, а качество и полнота такого обследования оставляет желать лучшего. Иногда документ на проведение полетов выдается фиктивный, даже без необходимого комплекса работ.

Так, в одной из компаний Ту-154, которому был продлен ресурс службы и который на основании всех имеющихся документов должен был летать еще несколько лет, признали после проверки аварийным из-за серьезных коррозионных повреждений. Что уж говорить о катастрофе Ан-24, которому несколько лет назад так же легко продлили жизнь и который развалился в воздухе из-за коррозии. Тогда погибли несколько десятков человек.

Кроме необоснованного продления срока эксплуатации самолетов, вызывает опасение и качество их ремонта. Предприятия, выпускающие авиационную технику, двигатели и приборное оборудование, решили сами браться за ремонт и перестали поставлять детали специализированным ремонтным предприятиям. Действительно, зачем делиться доходами с кем-то еще.

В результате появился теневой рынок запасных частей, на котором, как на обычном базаре, можно было купить что угодно – лишь бы деньги были. Приобретение необходимых деталей на таком рынке не гарантирует их надежности. Как выразился в одном из своих выступлений помощник президента РФ Евгений Шапошников*, их "находят на свалке или снимают со списанных самолетов, а потом продают за большие деньги".

Отсутствие запасных частей болезненно ощущается и при использовании новой, очень дорогой отечественной авиатехники. Так, при эксплуатации Ту-214 часто происходила задержка вылетов при выполнении полетов по маршруту Москва – Барнаул и Москва – Улан-Батор из-за отказов запорных устройств люков багажных и грузовых отделений – туда попадала вода и замерзала. По свидетельству экипажей Ту-214, в Монголии при заруливании самолета на стоянку специально собирались толпы народа, которые заинтересованно смотрели, как русские ломами открывали замерзшие люки...

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей