Имидж России – "дырявая бочка"

Читать в полной версии →
Утекающие за границу миллиарды – это и есть несостоявшиеся внутренние инвестиции, которым показалось в нашей стране неуютно. А если свои бегут, то гостей и ждать нечего




Динамика инвестиций в российскую экономику на первый взгляд очень даже неплоха: по данным Минфина, за первое полугодие текущего года в страну прибыло $19 млрд, то есть рост капиталовложений составил 50%. Правда, если разобраться, из чего состоит эта сумма, то выяснится, что собственно инвестиций в ней не так уж много: на 81,3% ($15,4 млрд) она состоит из так называемых "прочих" инвестиций, куда записывают отнюдь не то, что мы привыкли подразумевать под "инвестициями", а, например, кредиты, предоставленные предприятиям иностранными партнерами. Собственно же прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за этот период привлечено лишь $3,4 млрд, но это все равно больше, чем в прошлом году, когда за тот же период ПИИ составили $2,5 миллиарда. В целом повод для оптимизма есть: положительная динамика сохраняется: в прошлом году рост капиталовложений составил 12%, в этом году ожидается примерно столько же, в следующем – никак не меньше 9%. Общий объем накопленных в РФ иностранных инвестиций, по правительственным оценкам, составляет $66,1 млрд, из которых на ПИИ приходится 40%.

Причем в гости к нам идет уже не только самый крупный капитал, заручившийся поддержкой на правительственном уровне. "Мы отмечаем все возрастающую активность средних компаний, – говорит Евгений Гавриленков, главный экономист московской брокерской компании "Тройка Диалог". – Множество иностранных клиентов заинтересованы в инвестициях во все секторы нашей экономики. Базисные отрасли сильные, цена нефти высокая, и спрос растет". Впрочем, львиная доля инвестиций направляется все-таки в ТЭК – в разработку крупных месторождений нефти и газа.

И все же, много или мало капитала вкладывают в Россию? Ответить на этот вопрос можно, только сравнив наши показатели с уровнем инвестиций в других странах или с нашими же потребностями в капитале. Вот, к примеру, в прошлом году мы привлекли $6,8 млрд, а Китай – $53,5 миллиарда. В пересчете ПИИ на душу населения мы отстаем не только от азиатских "тигров" или наших бывших партнеров по СЭВ из Восточной Европы, но даже от некоторых собратьев по СНГ. В России на человека, по расчетам экспертов, приходится всего $52 ПИИ, в то время как в Азербайджане – $625, а в Казахстане – $938. Комментарии излишни. А уж что касается наших потребностей в капитале, то они просто безмерны. Наша главная кормилица – нефтяная отрасль – и та нуждается, по расчетам зарубежных экспертов, в $100 миллиардах. Как считает председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк Урнов, "нынешние инвестиции капитала – рябь на поверхности по сравнению с тем шквалом валюты, который мог бы обрушиться на нас". И почему же эта рябь не перерастает в шквал?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить внимание на другое явление нашей действительности – весьма симптоматичное. Это утечка капитала, которая вновь усилилась с середины прошлого года. Она свидетельствует о том, что капиталу у нас по каким-то причинам не нравится. За девять с половиной месяцев этого года из страны вывезли уже порядка $11 миллиардов. Фонд "Экспертиза" прогнозирует, что по итогам года утечка составит $12 млрд, а согласно прогнозам бывшего министра финансов Михаила Задорнова, к концу года Россию покинут $16-17 миллиардов. Вице-премьер Александр Жуков призывает не делать из этого далеко идущих выводов: "Тенденция оттока капитала тревожная, но ее нельзя назвать бегством". Инвестиции, дескать, сохраняют положительную динамику, а значит доверие к стране сохраняется. Убегают, в основном, "горячие деньги" – в США, потому что там повысили учетные ставки... Кроме того, ЦБ объявил, что не допустит чрезмерного укрепления рубля, на что, по мнению Задорнова, тут же отреагировал спекулятивный капитал, граждане и банки. Бегство это или просто уход – не важно. Главное, что дело не только в конъюнктуре финансовых рынков. В бизнесе наблюдается определенная нервозность по поводу политической ситуации в стране. И "дело "ЮКОСа" – не основная причина этой нервозности, а, скорее, характерный эпизод происходящего.

Правовая неуверенность и произвол властей – таковы традиционные обвинения западных экспертов в адрес России. И в последнее время на российские власти накопился обширный компромат по этой части. "Поставлен под вопрос путь экономических реформ; Кремль еще больше централизовал власть и создал перегрузку в верхушке; административная реформа, нацеленная на оптимизацию работы правительства, похоже, обернулась нежелательным эффектом", – пишет Financial Times. "В результате усиления государственного контроля над экономикой по инвестиционному климату в России нанесен самый серьезный удар за последние шесть лет", – говорится в октябрьском докладе Международного банковского союза (IFF). Если в стране не будут предприняты реформы, то Россия в следующем году не может рассчитывать на значительные инвестиции, полагают банкиры. С внутренними инвестициями уже сейчас проблемы: по словам Михаила Задорнова, российские предприниматели заботятся в основном о сохранении своего бизнеса, так как "ситуация не позволяет принимать решения по большим проектам на будущее". Собственно, утекающие за границу миллиарды – это и есть несостоявшиеся внутренние инвестиции, которым показалось в нашей стране неуютно... А если свои бегут, то гостей и ждать нечего.

Впрочем, бывший глава Минфина отмечает, что для крупных иностранных инвесторов такая обстановка проблематичной не является. Для них важна не форма правящего режима, а его предсказуемость. Так, международный капитал охотно инвестирует в экономику авторитарных государств: Китая, Сингапура, Южной Кореи. По мнению Задорнова, Кремль хорошо понимает эту ситуацию и с помощью отдельных крупных проектов и либерализации газового рынка посылает "позитивные сигналы" за границу.

Именно поэтому зарубежный капитал все-таки идет в Россию – "вопреки действиям властей", как пишет The Times. "Менеджеры напуганы, но по-прежнему испытывают соблазн" инвестировать в российскую экономику, подтверждает Financial Times. "Политические риски в России тревожат западных инвесторов, но не заставляют их уходить из страны", – заявил Джеймс Никси, менеджер программы "Россия – Евразия" лондонского Чэтем-хауса (бывшего Королевского института международных отношений).

Но обольщаться на счет "рисковости" зарубежных инвесторов не стоит: как только возникнет угроза их собственности или самостоятельности в России, они тут же начнут "сматывать удочки". А такие перспективы есть. Глава Высшей школы экономики и бывший министр экономики Евгений Ясин отмечает тревожную тенденцию: "У меня есть ощущение, что определенные бюрократы – определенные, не все бюрократы – хотят контролировать компании". Это вряд ли устроит даже самых "тертых калачей", привыкших работать с авторитарными режимами. Весь вопрос в том, насколько далеко зайдет процесс закручивания гаек.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей