Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Причем в гости к нам идет уже не только самый крупный капитал, заручившийся поддержкой на правительственном уровне. "Мы отмечаем все возрастающую активность средних компаний, – говорит Евгений Гавриленков, главный экономист московской брокерской компании "Тройка Диалог". – Множество иностранных клиентов заинтересованы в инвестициях во все секторы нашей экономики. Базисные отрасли сильные, цена нефти высокая, и спрос растет". Впрочем, львиная доля инвестиций направляется все-таки в ТЭК – в разработку крупных месторождений нефти и газа.
И все же, много или мало капитала вкладывают в Россию? Ответить на этот вопрос можно, только сравнив наши показатели с уровнем инвестиций в других странах или с нашими же потребностями в капитале. Вот, к примеру, в прошлом году мы привлекли $6,8 млрд, а Китай – $53,5 миллиарда. В пересчете ПИИ на душу населения мы отстаем не только от азиатских "тигров" или наших бывших партнеров по СЭВ из Восточной Европы, но даже от некоторых собратьев по СНГ. В России на человека, по расчетам экспертов, приходится всего $52 ПИИ, в то время как в Азербайджане – $625, а в Казахстане – $938. Комментарии излишни. А уж что касается наших потребностей в капитале, то они просто безмерны. Наша главная кормилица – нефтяная отрасль – и та нуждается, по расчетам зарубежных экспертов, в $100 миллиардах. Как считает председатель Фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк Урнов, "нынешние инвестиции капитала – рябь на поверхности по сравнению с тем шквалом валюты, который мог бы обрушиться на нас". И почему же эта рябь не перерастает в шквал?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить внимание на другое явление нашей действительности – весьма симптоматичное. Это утечка капитала, которая вновь усилилась с середины прошлого года. Она свидетельствует о том, что капиталу у нас по каким-то причинам не нравится. За девять с половиной месяцев этого года из страны вывезли уже порядка $11 миллиардов. Фонд "Экспертиза" прогнозирует, что по итогам года утечка составит $12 млрд, а согласно прогнозам бывшего министра финансов Михаила Задорнова, к концу года Россию покинут $16-17 миллиардов. Вице-премьер Александр Жуков призывает не делать из этого далеко идущих выводов: "Тенденция оттока капитала тревожная, но ее нельзя назвать бегством". Инвестиции, дескать, сохраняют положительную динамику, а значит доверие к стране сохраняется. Убегают, в основном, "горячие деньги" – в США, потому что там повысили учетные ставки... Кроме того, ЦБ объявил, что не допустит чрезмерного укрепления рубля, на что, по мнению Задорнова, тут же отреагировал спекулятивный капитал, граждане и банки. Бегство это или просто уход – не важно. Главное, что дело не только в конъюнктуре финансовых рынков. В бизнесе наблюдается определенная нервозность по поводу политической ситуации в стране. И "дело "ЮКОСа" – не основная причина этой нервозности, а, скорее, характерный эпизод происходящего.
Правовая неуверенность и произвол властей – таковы традиционные обвинения западных экспертов в адрес России. И в последнее время на российские власти накопился обширный компромат по этой части. "Поставлен под вопрос путь экономических реформ; Кремль еще больше централизовал власть и создал перегрузку в верхушке; административная реформа, нацеленная на оптимизацию работы правительства, похоже, обернулась нежелательным эффектом", – пишет Financial Times. "В результате усиления государственного контроля над экономикой по инвестиционному климату в России нанесен самый серьезный удар за последние шесть лет", – говорится в октябрьском докладе Международного банковского союза (IFF). Если в стране не будут предприняты реформы, то Россия в следующем году не может рассчитывать на значительные инвестиции, полагают банкиры. С внутренними инвестициями уже сейчас проблемы: по словам Михаила Задорнова, российские предприниматели заботятся в основном о сохранении своего бизнеса, так как "ситуация не позволяет принимать решения по большим проектам на будущее". Собственно, утекающие за границу миллиарды – это и есть несостоявшиеся внутренние инвестиции, которым показалось в нашей стране неуютно... А если свои бегут, то гостей и ждать нечего.
Впрочем, бывший глава Минфина отмечает, что для крупных иностранных инвесторов такая обстановка проблематичной не является. Для них важна не форма правящего режима, а его предсказуемость. Так, международный капитал охотно инвестирует в экономику авторитарных государств: Китая, Сингапура, Южной Кореи. По мнению Задорнова, Кремль хорошо понимает эту ситуацию и с помощью отдельных крупных проектов и либерализации газового рынка посылает "позитивные сигналы" за границу.
Именно поэтому зарубежный капитал все-таки идет в Россию – "вопреки действиям властей", как пишет The Times. "Менеджеры напуганы, но по-прежнему испытывают соблазн" инвестировать в российскую экономику, подтверждает Financial Times. "Политические риски в России тревожат западных инвесторов, но не заставляют их уходить из страны", – заявил Джеймс Никси, менеджер программы "Россия – Евразия" лондонского Чэтем-хауса (бывшего Королевского института международных отношений).
Но обольщаться на счет "рисковости" зарубежных инвесторов не стоит: как только возникнет угроза их собственности или самостоятельности в России, они тут же начнут "сматывать удочки". А такие перспективы есть. Глава Высшей школы экономики и бывший министр экономики Евгений Ясин отмечает тревожную тенденцию: "У меня есть ощущение, что определенные бюрократы – определенные, не все бюрократы – хотят контролировать компании". Это вряд ли устроит даже самых "тертых калачей", привыкших работать с авторитарными режимами. Весь вопрос в том, насколько далеко зайдет процесс закручивания гаек.
Женщины опасаются действия властей