Под музыку Вивальди...

Читать в полной версии →
"Old boy" – полное черного юмора и эстетского любования насилием кино, в котором вся жестокость ситуации становится ясна только в самом конце, хотя с самого начала, казалось, она не могла быть более жестокой

Old boy
Южная Корея, 2003
Режиссер: Чхан-Ук Пак
В ролях: Мин-Сик Цой Чхи-Тхэ Ю, Хе-Чжонг Канг




В университете Чхан-Ук Пак изучал философию, а режиссером решил стать после того, как посмотрел "Головокружение" Хичкока. Его первые фильмы, снятые в начале 90-х, провалились в прокате, и он зарабатывал на жизнь рецензированием чужих картин, пока в 2000 г. неожиданно не получил предложение снять кино о демилитаризованной зоне, разделяющей две Кореи. Еще более неожиданно фильм "Объединенная зона безопасности" стал хитом проката и желанным гостем международных фестивалей. С тех пор Чхан-Ук Парк верит в судьбу, тяжелая рука которой всегда присутствует и в его новых проектах, в том числе и в "Old boy", собравшем в Корее рекордную кассу и названном критиками одним из лучших фильмов 2003 года.

Главный герой, ничем не примечательный корейский обыватель по имени О Дэ-Су, одним дождливым вечером вместо дня рождения собственной дочери внезапно попадает в запертую комнату, где лишь телевизор скрашивает ему последующие пятнадцать лет жизни. Так и не сумев понять, кто и почему упрятал его в заточение, и так же внезапно О Дэ-Су выходит наружу, вооруженный приемами рукопашной борьбы и яростной жаждой мести.

Тема мести занимает Чхан-Ук Пака еще больше, чем тема судьбы. "Old boy" – вторая часть трилогии о ней, которая началась с картины "Сочувствие господину Месть", а завершится "Сочувствием госпоже Месть". Месть, которую режиссер называет "самой драматичной темой на свете", связывает героев "Old boy", ведет их к разрушению и спасению.

Вполне понятно, почему кино понравилось Квентину Тарантино, который вручил корейцу Гран-при последнего Каннского кинофестиваля. Это полный черного юмора и эстетского любования насилием фильм, в котором вся жестокость ситуации становится ясна только в самом конце, хотя с самого начала, казалось, она не могла быть более жестокой. За жестокостью физической скрывается жестокость психологическая, которая оказывается куда страшнее. Поедание живого осьминога, вшивание проволок в руку, отрезание языка и вырывание зубов под музыку Вивальди – ничто по сравнению с душевной болью, которая изливается с экрана в зал.

"Old boy" снят по мотивам японских комиксов манга, которые, в свою очередь, вольно интерпретируют роман Дюма "Граф Монте-Кристо". Впрочем, из манга была взята только завязка с 15-летним заключением в частной тюрьме и открытое противостояние бывшего узника и бывшего тюремщика. Все остальное было придумано заново, в том числе и кроющаяся в далеком прошлом причина заключения О Дэ-Су, тревожно-ностальгическая атмосфера воспоминаний о которой дает единственную относительную отдушину в фильме.

Драматургически "Old boy" строится всего на трех героях, связанных так тесно, что в финале этот узел можно только разрубить. Мин-Сик Цой, который до этого был известен ролью в первом корейском супербоевике "Шири" (1999), играет О Дэ-Су с сосредоточенностью и страстностью шамана. Ли Ву-Чин (Чхи-Тхэ Ю), законсервированный в своей мести богач с больным сердцем, и нежная Мидо (Хе-Чжонг Канг), противовес и антитеза борьбы двух мужчин – дополняют этот образ как еще два измерения.

При всем насилии, которое Чхан-Ук Пак эстетизирует гораздо меньше, чем его поклонник Тарантино, "Old boy" – невероятно красивый фильм, в котором каждый кадр продуман до мелочей. Его избыточность – и визуальная, и эмоциональная – делает просмотр не самым приятным и слегка утомительным делом. Но оно того стоит.

В кинотеатрах с 18 ноября

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей