|
Конкуренция в сфере музыкального шоу-бизнеса сегодня остается донельзя жесткой, поэтому даже старичкам почивать на лаврах особо долго не удается: приходится наравне с молодыми доказывать свою музыкальную состоятельность, время от времени продолжая собираться вместе на сцене. Таким образом, выпустив двойной сборник ремастированных старых суперхитов, суперстарые супердинозавры очень старого рока отправились в гигантское мировое турне. По крайней мере, за сорокалетнюю карьеру участники группы заслужили право делать то, к чему лежит душа. В ходе тура Джеггер со товарищи приобрели немного нового жизненного опыта: помимо США, Европы и Австралии, "Роллинги" завернули в Китай, где никогда до этого не бывали... Данный – естественно, двойной – концертник можно рассматривать как отчет музыкантов за два предыдущих года. На первом диске представлены концертные версии величайших хитов группы, направленные на привлечение новой, "молодой" аудитории (старая, видать, уже скоро пойдет на убыль по причине возраста) – так, к примеру, "Honky Tonk Woman" исполняется совместно с Шерил Кроу. На втором, ключевом – песни, которые редко исполняются на концертах и никогда ранее в "живых" вариантах не издавались. Конечно, без хулиганства "Роллинги", невзирая на возраст, не обошлись (иначе не были бы собой): на обложке изображена оседлавшая знаменитый язык барышня, нарисованная в стиле "манга" (так что вариантов оформления существует два – оригинальный и подвергнутый цензуре). По совокупности перечисленных фактов релиз становится вещью почти обязательной не только для поклонников RS, но и для всех любителей "классического" рока высшей пробы.
(*****)
King's X – "Live All Over The Place" (2004)
Прежде чем эмиссары InsideOut, рыскающие по свету в поисках свежей крови для отрядившего их лейбла, где-то на границе с Мексикой наткнулись на героев данного очерка и сманили их за собой, Тай Табор, Дуг Пинник и Джерри Гаскилл более десяти лет коптили небо Северо-Американских Соединенных Штатов под такой коллективной вывеской, успев за это время порадовать фэнов полудюжиной альбомов. А еще раньше, на заре туманной юности хард-фанк-блюзовое трио из Техаса развлекало себя и посетителей прокуренных клубов и кабачков (преимущественно юга США) кавер-версиями на своих знаменитых земляков ZZ Top. Тягу к густому, грувовому звуку демонстрирует и последний "живой" альбом техасцев, который можно смело рассматривать как концертную ретроспективу их творчества: сюда вошли почти все главные хиты группы (из них семь "в акустике"), записанные – и этим King's X особенно гордятся – абсолютно вживую, без наложений и всяких прочих студийных штучек-дрючек. В итоге, помимо изрядной порции зрительских восторгов альбом позволяет слушателям вдоволь "насладиться" сырым концертным звучанием группы. Для коллектива, который три года назад в Европе еще никто толком не знал, подобные релизы, безусловно, таят в себе некоторый риск оказаться с ними в глубокой зад... пардон! финансовой пропасти.
(***)
Enchant – "Live At Last" (2004)
Ассоциации с аналогичными работами динозавров Kansas ("Device-Voice-Drum") и Marillion ("The Thieving Magpie") вполне ко двору: богатый интонациями вокал Тэда Леонарда обнаруживает немало общего с манерой и тембром Стива Уолша, а гитара в руках Дуга Отта (лидера и основного композитора Enchant) поет и плачет, напоминая то игру Иана Кричтона (Saga), то сложные пассажи Алекса Лайфсона (Rush), то, естественно, эффектные соло Стива Роутри. Стив вообще в какой-то мере может считаться крестным отцом Enchant: рекорд-дебют группы "A Blueprint of The World", случившийся в 1993 г. на маленькой американской независимой фирме, получил известность в Британии лишь стараниями "марилльоновского" гитариста, приложившего руку к его продюсированию и принявшего гостевое участие в нескольких вещах... Название же данного релиза точно отразило ситуацию с дискографией талантливого коллектива из Сан-Франциско: до сего момента в его бэк-каталоге, полностью переизданном InsideOut в 2002-04 гг., не насчитывалось ни одной концертной пластинки, как, впрочем, и компиляций типа "The Best". Теперь Enchant одним махом обзавелись тем и другим "в одном флаконе": записанный в родном городе музыкантов Окленде на концерте, приуроченном к празднованию "почти пятнадцатилетия" группы, альбом вобрал в себя лучшие вещи со всех семи "номерных" пластинок – от дебютной и до последней "Tug of War" (2003) – вживую исполненные, надо признать, просто великолепно.
(****)
ASIA – "Live In Moscow" (1990/2004)
За те восемь лет, что прошли с момента выхода одноименного дебютного (1982) альбома с морским змеем на обложке, ASIA несколько раз оказывалась на грани распада: в 1984-м все более и более разочаровывающийся результатами совместной работы фронтмен-басист Джон Уэттон в первый раз попытался покинуть команду, и Карл Палмер едва не соблазнил на освобождающуюся вакансию своего бывшего коллегу по ELP Грега Лейка; когда блудный Джон все же вернулся, начались проблемы у Стива Хау, и третий альбом "Astra" записывался с гитаристом Мэнди Мэйером (ex-King Cobra). После чего группа разом треснула по всем швам: клавишник Джефф Даунис по приглашению Стивов Хау и Хэкетта принял участие в их новом проекте GTR (оказавшемся, увы, недолговечным), Уэттон совместно с Филом Манзаньерой выпустил вполне приличную пластинку "One World", Палмер еще немного побарабанил в родном Atomic Rooster... Но для ASIA то был совсем не конец: в 1988 г., с выходом "Now and Then", группа собралась вновь: на этот раз компанию Даунису, Уэттону и Палмеру составил гитарист Пэт Тралл (ранее игравший у Пэта Трэверса). Именно в таком составе ASIA прибыла в Москву 8 ноября 1990 г. и устроила два аншлага в "Олимпийском", исполнив избранные песни со всех трех существовавших на тот момент альбомов плюс несколько сольных выходов участников квартета. Приятно, когда в истории остается шоу, записанное не где-нибудь, а именно в нашей стране (Верещагин из "Белого солнца..." точно испытал бы здесь приступ гордости за державу!). К тому же это, вероятно, последняя запись группы, сделанная при участии Уэттона: после выхода пластинки пути знаменитого поющего басиста и ASIA разошлись окончательно.
(***)
Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1), "CD-Maximum" (4) и концерном "Группа Союз" (2, 3)