|
26 января в Светлановском зале в рамках цикла "Памятные даты мирового джаза" выступят музыканты, продолжившие эту линию исполнительства, соединившую сокровенный диалог с инструментом и зажигательные джазовые ритмы (Трио Фредерика Белинского (Франция), Алексей Кузнецов (гитара) и "Джаз–Аккорд–гитара-бэнд", Квинтет Павла Чекмаковского, группа Алексея Бадьянова "Салют, Джанго").
Джанго Рейнхардт (Jean-Baptiste "Django" Reinhardt) (23.01.1910, Либерши, Бельгия - 16.05.1953, Фонтенбло, Франция) был первый европейским джазовым исполнителем, самородком, оказавшим сильное влияние на американских музыкантов (прежде всего гитаристов). Он поражал не только техническим совершенством, но и изобретательным обыгрыванием гармонических последовательностей. Наряду с блюзовыми нотами использовал хроматические пассажи, движение мелодии в октаву — все эти приемы в дальнейшем использовали Уэс Монтгомери, Эл ДиМеола, Джон МакЛафлин.
Рейнхардт родился в кибитке в цыганском таборе, который с 1916 года расположился на окраине Парижа. В 12 лет научился играть на шестиструнном банджо и начал выступать на улицах и в танцевальных залах. В 17 лет перешел на гитару, но при пожаре в кибитке повредил левую руку (два пальца — четвертый и пятый — оказались парализованными), и ему пришлось разработать систему игры тремя пальцами. В 20 лет (1930) начал играть джаз в барах, ресторанах, аккомпанировал популярному вокалисту Жану Савлону, в 1932 году познакомился со скрипачом Стефаном Граппелли, и через полтора года возник квинтет ("Quintette Du Hot Club De France"), в который вошли еще два гитариста — Роже Шапу, Йозеф Рейнхардт — и контрабасист Луи Вола. Большой успех принесли записи "Dinah", "Lady Be Good", "Tiger Rag".
Во второй половине 30-х годов с квинтетом выступали Коулмен Хокинс, Барни Бигард, Дикки Уэллс, Рекс Стюарт, Бенни Картер и другие. Квинтет распался, когда началась война в Европе (1939). Стефан Граппелли уехал в Лондон, а Рейнхардт собирал новые группы, выступал в оккупированных немцами странах и в Северной Африке, пытался утвердить себя в профессии композитора (лучшее, что он создал, — звуковая дорожка к кинофильму "Деревня гнева", 1946, и джазовая баллада "Nuages", 1940). Новый всплеск активности пришелся на конец 40-х годов: он получил приглашение от Дюка Эллингтона (1947), играл с Диззи Гиллеспи, немного позже — с Марсиалем Солалем. В начале 50-х годов возник новый квинтет со Стефаном Граппелли.
В концерте, который представляет Московский международный дом музыки выступит потомок великого русского литературного критика Виссариона Белинского, известного классического пианиста Валентина Белинского и цыганского скрипача Стефана Бротескью - Фредерик Белинский, который несомненно является одним из самых виртуозных гитаристов нашей эпохи.
Сначала Русская консерватория имени Сергея Рахманинова, потом региональная консерватория в Булони, потом Национальная Парижская консерватория, которую он заканчивает в 1997 г. с серебряной медалью.
Увлеченный русской культурой, он тянется к своим корням и уже в 17 лет начинает работать в известных русских кабаре Парижа: Голден Берг, Распутин, Калавадос, Карлов, Ягуароф, Никита, Кастель…, где и знакомится с русскими цыганскими музыкантами, бывшими солистами театра Ромен, которые открывают ему свой музыкальный мир. Удивительная эмоциональность, виртуозность игры на балалайке и скрипке оказывают сильное впечатление на Фредерика и заряжают его игру особой энергией, которая в последствии станет неотъемлемой частью его собственного стиля.
Увлеченный джазом, он тем не менее не только дает серию классических концертов во Франции, Финляндии и Германии, виртуозно исполняя произведения И.С. Баха, но и ставит перед собой новые задачи - играть на гитаре произведения для виртуозов скрипачей – вызов, который не бросал себе до сих пор ни один гитарист во Франции.
Концерты и гала проходят все чаще: Палм Бич в Каннах, паласы Принц Гальский, Крийон, Ритс, Мариотт, Хилтон и другие Hilton… молодой музыкант завоевывает очень быстро славу одного из самых виртуозных гитаристов Парижа, владеющего не только потрясающей техникой игры, но и невиданной музыкальной экспрессией.
Его приглашают на все более важные мероприятия, он играет на частных вечерах для Михаила Горбачева в отеле Рафаэль, с оркестром Костеля для короля Марокко Мухамеда VI в Рабате и других важных персоналий.
Но больше всего его увлекает "цыганский джаз", этот особый очень эмоциональным и ритмичный стиль, требующем невероятной техники игры, принесенным во Францию Джанго Рейнардом – цыганом из Бельгии – в 30е годы.
Фредерик работает часами над произведениями своего гуру для того, чтобы добиться той же невероятной скорости и чувственности исполнения и дает целую серию концертов во Франции и за рубежом в его честь. В том числе в известной церкви Сан Жульен Лё Повр в Париже, на джазовых фестивалях (Орилльяк, Самуа сюр Сэн и др.), в самых крупных джазовых клубах Парижа: Пети Журнал Монтпарнасс, Сансайд, Бэзэ Салэ, Джазкартун, 7 Ящеров и другие.