В Доме музыки почтят память великого Джанго Рейнхардта

Музыкальное приношение 95-летию со дня рождения Джанго Рейнхардта, знаменитого бельгийского джазового гитариста начала XX века, признанному мэтру стиля "цыганский джаз", представит Московский международный Дом музыки




Музыкальное приношение 95-летию со дня рождения Джанго Рейнхардта, знаменитого бельгийского джазового гитариста начала XX века, мэтру невероятно эмоционального и ритмичного стиля "цыганский джаз", создателю школы джазового исполнительства, воспитавшей такие гранды джазовой гитары, как Уэс Монтгомери, Джо Пасс, Кенни Барелл, Джордж Бенсон, Чарли Берд представит Московский международный Дом музыки.

26 января в Светлановском зале в рамках цикла "Памятные даты мирового джаза" выступят музыканты, продолжившие эту линию исполнительства, соединившую сокровенный диалог с инструментом и зажигательные джазовые ритмы (Трио Фредерика Белинского (Франция), Алексей Кузнецов (гитара) и "Джаз–Аккорд–гитара-бэнд", Квинтет Павла Чекмаковского, группа Алексея Бадьянова "Салют, Джанго").

Джанго Рейнхардт (Jean-Baptiste "Django" Reinhardt) (23.01.1910, Либерши, Бельгия - 16.05.1953, Фонтенбло, Франция) был первый европейским джазовым исполнителем, самородком, оказавшим сильное влияние на американских музыкантов (прежде всего гитаристов). Он поражал не только техническим совершенством, но и изобретательным обыгрыванием гармонических последовательностей. Наряду с блюзовыми нотами использовал хроматические пассажи, движение мелодии в октаву — все эти приемы в дальнейшем использовали Уэс Монтгомери, Эл ДиМеола, Джон МакЛафлин.

Рейнхардт родился в кибитке в цыганском таборе, который с 1916 года расположился на окраине Парижа. В 12 лет научился играть на шестиструнном банджо и начал выступать на улицах и в танцевальных залах. В 17 лет перешел на гитару, но при пожаре в кибитке повредил левую руку (два пальца — четвертый и пятый — оказались парализованными), и ему пришлось разработать систему игры тремя пальцами. В 20 лет (1930) начал играть джаз в барах, ресторанах, аккомпанировал популярному вокалисту Жану Савлону, в 1932 году познакомился со скрипачом Стефаном Граппелли, и через полтора года возник квинтет ("Quintette Du Hot Club De France"), в который вошли еще два гитариста — Роже Шапу, Йозеф Рейнхардт — и контрабасист Луи Вола. Большой успех принесли записи "Dinah", "Lady Be Good", "Tiger Rag".

Во второй половине 30-х годов с квинтетом выступали Коулмен Хокинс, Барни Бигард, Дикки Уэллс, Рекс Стюарт, Бенни Картер и другие. Квинтет распался, когда началась война в Европе (1939). Стефан Граппелли уехал в Лондон, а Рейнхардт собирал новые группы, выступал в оккупированных немцами странах и в Северной Африке, пытался утвердить себя в профессии композитора (лучшее, что он создал, — звуковая дорожка к кинофильму "Деревня гнева", 1946, и джазовая баллада "Nuages", 1940). Новый всплеск активности пришелся на конец 40-х годов: он получил приглашение от Дюка Эллингтона (1947), играл с Диззи Гиллеспи, немного позже — с Марсиалем Солалем. В начале 50-х годов возник новый квинтет со Стефаном Граппелли.

В концерте, который представляет Московский международный дом музыки выступит потомок великого русского литературного критика Виссариона Белинского, известного классического пианиста Валентина Белинского и цыганского скрипача Стефана Бротескью - Фредерик Белинский, который несомненно является одним из самых виртуозных гитаристов нашей эпохи.

Сначала Русская консерватория имени Сергея Рахманинова, потом региональная консерватория в Булони, потом Национальная Парижская консерватория, которую он заканчивает в 1997 г. с серебряной медалью.

Увлеченный русской культурой, он тянется к своим корням и уже в 17 лет начинает работать в известных русских кабаре Парижа: Голден Берг, Распутин, Калавадос, Карлов, Ягуароф, Никита, Кастель…, где и знакомится с русскими цыганскими музыкантами, бывшими солистами театра Ромен, которые открывают ему свой музыкальный мир. Удивительная эмоциональность, виртуозность игры на балалайке и скрипке оказывают сильное впечатление на Фредерика и заряжают его игру особой энергией, которая в последствии станет неотъемлемой частью его собственного стиля.

Увлеченный джазом, он тем не менее не только дает серию классических концертов во Франции, Финляндии и Германии, виртуозно исполняя произведения И.С. Баха, но и ставит перед собой новые задачи - играть на гитаре произведения для виртуозов скрипачей – вызов, который не бросал себе до сих пор ни один гитарист во Франции.

Концерты и гала проходят все чаще: Палм Бич в Каннах, паласы Принц Гальский, Крийон, Ритс, Мариотт, Хилтон и другие Hilton… молодой музыкант завоевывает очень быстро славу одного из самых виртуозных гитаристов Парижа, владеющего не только потрясающей техникой игры, но и невиданной музыкальной экспрессией.

Его приглашают на все более важные мероприятия, он играет на частных вечерах для Михаила Горбачева в отеле Рафаэль, с оркестром Костеля для короля Марокко Мухамеда VI в Рабате и других важных персоналий.

Но больше всего его увлекает "цыганский джаз", этот особый очень эмоциональным и ритмичный стиль, требующем невероятной техники игры, принесенным во Францию Джанго Рейнардом – цыганом из Бельгии – в 30е годы.

Фредерик работает часами над произведениями своего гуру для того, чтобы добиться той же невероятной скорости и чувственности исполнения и дает целую серию концертов во Франции и за рубежом в его честь. В том числе в известной церкви Сан Жульен Лё Повр в Париже, на джазовых фестивалях (Орилльяк, Самуа сюр Сэн и др.), в самых крупных джазовых клубах Парижа: Пети Журнал Монтпарнасс, Сансайд, Бэзэ Салэ, Джазкартун, 7 Ящеров и другие.

Выбор читателей