В отместку за обман Иран продолжит ядерную программу

Читать в полной версии →
Правительство в Тегеране считает себя свободным от всяческих обязательств, данных ранее Западу. В Иране полагают, что Вашингтон и Брюссель обманули рядовых иранцев, не отменив санкции против ИРИ




Исламская Республика Иран полностью возобновляет работы по обогащению урана. Об этом сегодня в Тегеране заявил официальный представитель министерства иностранных дел Хамид Реза Асефи. По его словам, в настоящее время ИРИ никоим образом не намерена вступать в конфронтацию с каким-либо государством, однако в данном случае речь идет о принципиальной позиции Тегерана, желающего приложить все усилия для того, чтобы в самое ближайшее время запустить в эксплуатацию главные энергоблоки атомной электростанции в Бушере. Асефи подчеркнул, что до недавнего времени его страна придерживалась всех достигнутых ранее договоренностей относительно моратория на так называемые лабораторные работы с ураном. Теперь же, как отмечают аналитики, терпение Тегерана лопнуло. Пока ни одно из обещаний Европейского Союза и США о снятии экономических санкций против ИРИ в обмен на ликвидацию ядерных лабораторий Бушера Западом выполнено не было. Более того, в течение последних нескольких месяцев официальный Вашингтон в нарушение всех ранее достигнутых договоренностей неоднократно высказывался о возможном "силовом решении иранской проблемы", подразумевая под этим диверсионные акции американских спецслужб на иранской территории. Разумеется, это не могло не вызвать откровенного раздражения в Тегеране. Как отметил духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи, пока ни одного доказательства того, что ИРИ создает ядерное оружие, Вашингтон не смог предоставить миру, а, значит, правительство Джорджа Буша наверняка будет делать все от него зависящее, чтобы попросту дискредитировать иранцев на международной арене.

Следует подчеркнуть, что ровно неделю назад Великобритания, Франция и Германия заявили в своем коммюнике буквально следующее: "Если до 19 сентября (дата, на которую назначено заседание руководства МАГАТЭ. – Ред), Иран не прекратит своей деятельности по обогащению урана в ядерном центре под Исфаханом, мы обратимся к Совету безопасности ООН с просьбой принять соответствующие меры". С этой же угрозой выступили США.

"Вопрос Исфахана остался в прошлом, - заявил Хамид Реза Асефи. - Эра угроз, призванных заставить Иран отказаться от того, на что он имеет полное право, прошла. Мы уже говорили и вновь повторяем: угрозы и ультиматумы Европе не помогут". Тем не менее, на защиту интересов Ирана стала Российская Федерация. "В Москве не видят оснований для передачи в Совет Безопасности ООН вопроса об иранской ядерной программе", - заявил заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко. Именно так чиновник прокомментировал доклад генерального директора МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи о применении гарантий агентства в Иране, распространенный 2 сентября в Вене. По словам Яковенко, в Москве рассчитывают на то, что в ходе предстоящей 19 сентября сессии Совета управляющих МАГАТЭ "пройдет обстоятельное обсуждение доклада и будут обозначены дальнейшие шаги решения остающихся вопросов". Следует отметить, что возобновление работ в лабораториях Исфахана изначально не является нарушением международных договоренностей. Как отмечают иранские власти, присотановка процесса обогащения урана являлась "жестом доброй воли" самого Тегерана, ранее провозгласившего курс на максимальную открытость перед Западом. В обмен на это иранцы требовали отмены ряда международных запретов, наложенных на страну Вашингтоном. Между тем, ни США, на государства Евросоюза так и не смогли прийти к определенному соглашению по отмене санкций против ИРИ. Официальный Тегеран тем временем в очередной раз заявил, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер, а обогащенный уран необходим в качестве топлива для атомных электростанций. Кроме того, как заявил президент Ирана Махмуд Ахмади Неджад, строительство станции в Бушере будет продолжено более быстрыми темпами – такая большая страна как Иран нуждается в относительно дешевой электроэнергии. На своем выступлении в Вене министр обороны Ирана Али Шамхани в довольно резкой форме заявил, что ИРИ не согнется под международным давлением и примет только ту резолюцию, которая будет соответствовать Договору о нераспространении ядерного оружия. Работы же с мирным атомом вообще не должны быть темой для переговоров и совещаний.

Страсти вокруг иранской ядерной программы, тем не менее, уже принесли Тегерану некоторые международные дивиденды. Свою солидарность с позицией Ирана уже выразил президент Сирии Башар аль-Асад и его ливийский коллега Муаммар Каддафи. По словам аль-Асада, США преднамеренно накаляют обстановку, дабы расправиться с ИРИ, а Каддафи обратил внимание общественности на то, что возобновление работ в Исфахане проходило под строгим наблюдением инспекторов МАГАТЭ. Кроме того, сам глава Агентства Мухаммед эль-Барадей, заявил, что в иранском вопросе "имеет место лишь осечка, а не систематическое нарушение обязательств". Это фактически означает, что у Тегерана есть, по меньшей мере, еще несколько шансов для возобновления сотрудничества с Западом.

Димитрий БАБИЧ |
Выбор читателей