Душевный коктейль "Филевского блюза"

Читать в полной версии →
Прошедший в субботу фестиваль "Филевский блюз" можно считать удавшимся на славу – как по "знаковости" события, так и по характеру надолго оставленного им "послевкусия"




На блюзовые концерты зритель ходит свой, особый. Здесь крайне редко можно встретить пьяных до невменяемости "гоблинов", здесь вам вряд ли нечаянно съездят локтем "под дых" или оборвут пуговицы в отчаянной свалке под сценой; а если даже кто, приплясывая в такт, и наступит случайно на ногу, скорее всего, тут же рассыплется в извинениях. Приблизительно вот такая публика и собралась в "Горбушке" на следующий день после экспрессивного выступления ветеранов хард-н-хэви. Поводом для встречи стал международный фестиваль "Филевский Блюз", организованный компанией FeeLee Management. Хедлайнерами концерта выступила британская команда Colosseum, работающая (правда, с перерывами) аж с 1968 года.

Но для начала на сцену в субботний вечер вышли музыканты из Литвы – Arina & Veto Bank. Хотя, нет, первым, кого смогла лицезреть московская публика, был Николай Арутюнов – лидер московской "Лиги Блюза", добровольно принявший на себя в этот раз обязанности конферансье. Из его вступительной речи следовало, что собравшимся несказанно повезло и они присутствуют на уникальном в своем роде событии: сразу три команды по такому случаю устроили реюнионы, собравшись в оригинальных составах – впервые за несколько лет.

Представляя первых участников фестиваля, г-н Арутюнов поведал, что певица Арина вместе с коллегами из группы Veto Bank в свое время стали блюзовой сенсацией сперва в родной Литве, а затем и во всей Европе. Появившиеся на сцене музыканты во главе с изящной вокалисткой тотчас же принялись доказывать справедливость сказанного. Чуть хрипловатый, чувственный вокал Арины в сочетании со сценическими манерами вызывает некоторые ассоциации с "Жемчужиной" (так называли Дженис Джоплин). Помимо Арины, особые симпатии зрителей вызвал саксофонист – его нервные соло прибавляли остроты музыке группы. А одним из наиболее ярких моментов выступления гостей из Прибалтики стал кавер на известный шлягер "I can't stand the rain", стараниями музыкантов расцветший самыми шикарными блюзовыми интонациями; свое выступление Veto Bank закончили еще одним кавером – на песню Джоплин.

Второе отделение началось снова с появления Николая Арутюнова; однако, вместо приветственных речей он просто начал петь а-капелла еще одну известную вещь из репертуара Дженис – "Mercedes-Benz"; публика моментально принялась помогать ему, отбивая ладонями ритм и подпевая. После такого вступления на сцену вышли и остальные участники группы. Сет "Лиги..." целиком состоял из номеров, хорошо знакомых большинству собравшихся; в частности, были оглашены композиции "Развяжи мне руки", "Ваша дочь", "Июльский блюз", а из англоязычных – "Angels" на десерт. "ЛБ" отработала с высоким профессионализмом, еще раз подтвердив звание одного из лучших в стране блюз-роковых коллективов; несколько расстроил разве что звук, достигавший зала и показавшийся несколько более "грязным", чем у предшественников. Ну и кто-то, вероятно, огорчился, не услышав "Моего мышонка" – несмотря на почти неформальное общение группы с залом, настойчивые просьбы зрителей исполнить именно эту композицию Арутюнов отчего-то проигнорировал.

Ну а главными героями фестиваля были, разумеется, британцы Colosseum. По некоторой информации, визит англичан состоялся во многом благодаря давней дружбе Арутюнова с фронтменом группы Крисом Фарлоу; одним из знаковых моментов вечера стал дуэт Николая с Крисом, исполнивших один из блюзовых "стандартов" Мадди Уотерса.

Шестеро совсем немолодых уже музыкантов, чей сет стал подлинным украшением вечера, подарили собравшимся чудесный коктейль из блюза, джаза, арт- и даже хард-рока; ингредиентами в том коктейле были и голос Фарлоу, чуть подсевший от времени, и непередаваемые органные "переливы" в исполнении Дэйва Гринслейда, и филигранные гитарные импровизации Клемма Клемпсона, и суховатые выверенные соло саксофонистки Барбары Томпсон, и "оперный" вокал и весьма экспрессивное звукоизвлечение басиста Кларка и, разумеется, великолепная барабанная игра лидера группы Джона Хайзмана. Одну из самых известных своих композиций, "Valentine Suite", англичане посвятили жертвам террора, а "Tomorrow's blues" стал первым напоминанием для зрителей, что концерт близится к завершению – как бы кому ни хотелось обратного... И пусть в зале "Горбушки" в тот вечер не наблюдалось аншлага, фестиваль все равно можно считать удавшимся на славу – как по "знаковости" события, так и по характеру надолго оставленного им "послевкусия". Тем более что повторного визита в нашу страну одной из самых недооцененных групп ХХ века может не случиться уже никогда...

Иван ПЕЧАТНИКОВ |
Выбор читателей