|
Выступая на прошлой неделе в Конгрессе с очередным ежегодным посланием к нации, Джордж Буш посвятил половину своего доклада мерам по обеспечению энергетической безопасности страны. "Америка зависит от нефти, которая зачастую импортируется из нестабильных регионов мира", – заявил президент. По его мнению, США должны как можно скорее избавиться от этой зависимости посредством развития альтернативных технологий. В качестве практического ориентира главой Белого дома было предложено уже к 2025 г. сократить потребность американской экономики в ближневосточной нефти более чем на 75%. По мнению Буша, для решения этой проблемы стоит использовать все возможные источники энергии – от атома до полной экзотики в виде моторного топлива из растительного сырья. Напомним, что не так давно американский президент подписал закон, согласно которому к 2015 г. около 7,5 млрд галлонов из общего топливного баланса страны должно приходиться на т.н. "кукурузное горючее". Возможно, в основе такого стремления "навстречу природе" лежит опыт южноамериканских соседей США, которые с успехом заправляют автомобили этанолом растительного происхождения. Кроме того, чуть раньше Буш объявил о выделении $1,2 млрд на разработку автомобильных двигателей, работающих на водородном топливе.
Помимо этого американская администрация уже достаточно давно пытается увеличить производство углеводородов внутри страны, пробивая в Конгрессе разрешение на использование крупнейших в США запасов нефти и газа, находящихся на территории Арктического национального заповедника. До последнего времени эти попытки не имели успеха, однако сейчас ситуация вполне может измениться.
Несмотря на то, что, судя по словам Буша, замещению должны подвергнуться прежде всего ближневосточные поставки, энергетическая политика не оставляет стороне и другие важнейшие нефтеносные регионы. Помимо Ближнего Востока основными поставщиками США являются Канада, страны Латинской Америки и Нигерия. В последней из-за дестабилизации политической ситуации добыча нефти сейчас практически остановлена, но даже в случае восстановления прежних объемов поставок в среднесрочной перспективе нестабильная Нигерия вряд ли может расцениваться в качестве надежного поставщика. Не менее пессимистичные прогнозы связаны и со странами Латинской Америки. Президент Венесуэлы (важнейший поставщик США) Уго Чавес проводит все более недружественную по отношению к США политику, распространяя антиамериканские идеи на соседние страны. Вести себя столь вызывающе по отношению к Америке ему позволяет повышенный интерес, проявляемый к венесуэльской нефти со стороны Китая. В случае разрыва с США Поднебесная не против в любой момент "взять на себя" практически всю нефть, добываемую в Венесуэле и соседних с ней странах.
Исходя из этого, можно предположить, что задача, озвученная Бушем, распространяется значительно дальше одних только ближневосточных поставок. Скорее, она сводится к постановке вопроса о скорейшей разработки альтернативных источников энергии как таковых.
Все это не означает, что в самом скором будущем США перестанут ввозить нефть с Ближнего Востока, а патриотичные американцы начнут заправлять автомобили кукурузным спиртом. Важно другое – то, что Америка четко заявила об одном из важнейших жизненных приоритетов, обоснованность которого подтверждается реальными фактами. Учитывая, что помимо Канады надежность основных поставщиков нефти в США оставляет желать лучшего, становится ясно, что одной только диверсификацией поставок проблему решить невозможно. В связи с этим курс на развитие альтернативных источников энергии видится особо актуальным. Этим вопросом в Штатах занимаются уже достаточно давно, причем не только государственные научные институты, но и некоторые наиболее дальновидные нефтяные компании. В условиях наличия объективно существующей проблемы, высокого научно-технического потенциала и достаточного финансирования данная задача не окажется такой уж невыполнимой. По крайней мере, шансы Америки избавиться от нефтяной зависимости на сегодняшний день более предпочтительны, чем шансы России расстаться с клеймом "сырьевого придатка".
Что касается Западной Европы, в деле перевода экономики на альтернативные источники энергии Старый Свет шагнул значительно дальше Нового. Европе гораздо раньше пришлось задуматься о надежных источниках энергии, не связанных с нефтью и газом. На сегодняшний день страны ЕС заметно опережают США в плане энергоэффективности и энергосбережения. Некоторые из них обеспечили свою энергонезависимость во многом благодаря альтернативным источникам энергии. Так, например, во Франции порядка 80% всей потребляемой электроэнергии производится на атомных электростанциях. Недавние попытки России оказать энергетическое давление на Украину, приведшие к перебоям с поставками газа в некоторые европейские страны, подхлестнули их к диверсификации источников энергии, в том числе и за счет возобновления строительства атомных станций.
Не так давно в планы ЕС входило довести к 2012 г. долю электроэнергии, получаемой с помощью альтернативных источников энергии, до 10%. Однако, согласно последним данным, этот рубеж будет достигнут уже к 2010 году. Не менее быстрыми темпами в Европе идут работы по созданию автомобильных двигателей, работающих на не нефтяном топливе. Уже сегодня некоторые европейские и японские автопроизводители приступили к выпуску небольших промышленных партий автомобилей, работающих на водородном топливе или использующих гибридные двигатели.
Развитие альтернативных источников энергии с каждым годом будет только нарастать, составляя все более мощную альтернативу сжиганию углеводородов. Примечательно, что в роли главного стимулятора этого процесса в последнее время все чаще выступают сами производители и поставщики углеводородов. Пытаясь использовать свои нефтегазовые ресурсы в качестве главного довода в межгосударственных отношениях, они толкают страны-потребители на поиски альтернативы. Во время энергетического кризиса середины 70-х ближневосточным странам удалось воспользоваться своими нефтяными запасами как инструментом политического давления. Более того, им действительно на короткое время удалось поставить на колени некоторые развитые страны. Однако ответом Запада на энергетическое давление стало ускоренное развитие атомной энергетики и энергосбережения, помешать которому смогло только открытие крупных запасов нефти и газа в Северном море, благодаря которому промышленное развитие альтернативных источников энергии было отложено на несколько десятилетий. Сейчас история повторяется, и нефтегазовые ресурсы снова становятся инструментом международной политической игры. Однако, в отличие от 70-х, развитые страны обладают сегодня значительно более высоким научно-техническим и финансовым потенциалом, позволяющим в обозримом будущем практически полностью решить проблему, сократив свою зависимость от импорта углеводородов. Открытия новых крупных и относительно легкодоступных нефтегазовых месторождений, подобных тем, что были найдены в 70-е, в настоящее время не предвидится, а это значит, что альтернатив "альтернативе" просто нет.
Грядущие глобальные изменения, на удивление, не торопятся замечать в России. Пока развитые страны пытаются выйти на принципиально новый уровень, характеризующийся максимальной независимостью от поставок углеводородов, российское руководство старательно отстраивает страну по схеме энергетической империи. Однако в случае России (да и Венесуэла не за горами) уже самые первые пробы пера на этом поприще оказались непродуктивными и не принесли ожидаемых результатов. Скорее наоборот. Попытки надавить на Украину только обострили ситуацию, еще раз напомнив развитым странам о необходимости поиска альтернатив.
К несчастью новоиспеченных "энергетических императоров", финал кризиса 70-х больше не повторится, и в ближайшие 10-15 лет переход мировых лидеров к использованию альтернативных источников энергии все-таки состоится. В этом случае разрыв между экономическими уровнями развитых стран и неудавшихся нефтегазовых империй возрастет в разы, и шансы последних стать первыми развеются как дым. На этот раз уже навсегда.