Во второй половине дня стало понятно, кого среди прочих "распылил" взрыв. Директор ФСБ Николай Патрушев сообщил президенту России, что в Ингушетии спецслужбами была проведена операция по устранению Шамиля Басаева. Патрушев заявил: уничтожение Басаева "стало возможным благодаря тому, что были созданы оперативные позиции за рубежом, прежде всего в тех странах, в которых собиралось оружие и впоследствии доставлялось в Россию для совершения терактов". Директор ФСБ добавил, что боевики планировали использовать диверсионно-террористический акт на Кавказе для оказания политического давления на Россию накануне проведения саммита "большой восьмерки".
Владимир Путин поблагодарил Патрушева за успешно проведенную операцию и распорядился отметить наградами всех ее участников. Представители российских политических элит также отметили эффективность работы спецслужб, а вице-спикер Госдумы Любовь Слиска не преминула отметить, что усилия по борьбе с терроризмом, в том числе последние законодательные решения российского парламента, дали свой положительный результат. "Я горжусь нашими спецслужбами, горжусь, что у нас такая страна", – сказала Слиска.
Пожалуй, уже не важно, действительно ли Басаев и его люди были взорваны секретной "кнопкой" отечественных спецслужб или кровавый террорист стал жертвой случайного самоподрыва, что достаточно часто случается в среде людей, избравших ремесло террора. Вне зависимости от всего этого очевидно, что российские власти в преддверии саммита G8 сумели более чем наглядно продемонстрировать и западным партнерам по антитеррористической коалиции, и собственным гражданам зримые плоды своей борьбы с террором. Сегодня можно говорить, что все наиболее одиозные лидеры сепаратистов, причастные к кровавым событиям на территории России, уже уничтожены. Список этот достаточно длинен. В нем Джохар Дудаев, Аслан Масхадов, Хаттаб, Руслан Гелаев, Абдул-Халим Садуллаев, а теперь еще и Шамиль Басаев. По сути, в борьбе с террором – во всяком случае в борьбе с его главарями – Москва продемонстрировала эффективность почти эталонную, т.е. весьма близкую к эффективности израильских спецслужб. На этом фоне успехи США выглядят куда более блекло. Всемирная облава на террористов позволила американским спецслужбам пока что заполучить в Ираке голову Абу Мусаб аль-Заркави, однако поразить главные "цели" – бен Ладена и муллу Омара – ни американцам, ни их западноевропейским союзникам до сих пор не удалось.
Устранение Басаева не только удачно совпало с кануном G8 (в конечном счете, это "совпадение" готовил и сам Басаев, который собирался приурочить к встрече "большой восьмерки" еще один громкий теракт), но и прозвучало более чем обнадеживающим вопросом на ответ: а способны ли российские спецслужбы выполнить справедливые требования граждан, скажем, в вопросе поиска и ликвидации убийц российских дипломатов в Ираке? И хотя гибель Басаева и гипотетическая ликвидации неизвестно кого и неизвестно где – вовсе не одно и то же, вчерашние кадры с развороченным "КамАЗом" и "фрагментами" бандитов в его окрестностях вроде бы говорят, что да, способны. Тем более что у многих свежа в памяти громкая история с ликвидацией Зелимхана Яндарбиева, которая, по мнению властей Катара, была совершена российскими агентами. Россия, как известно, официально не признала причастность своих спецслужб к данной акции, однако и разуверять в обратном никого не стала.
Конечно, смерть Басаева, да еще в компании с рядом других видных террористов, однозначно пойдет во благо миру в этом регионе России. Даже если счесть персональную роль Басаева в самых громких терактах последнего десятилетия несколько преувеличенной, он все равно был одним из главных архитекторов террора в самой беспощадной его форме. Кроме того, финансирование террористической деятельности из-за границы проходило по схемам, доступ к которым был только у самого Шамиля.
Однако и надеяться на то, что с гибелью Басаева с терроризмом на Кавказе будет покончено, тоже преждевременно. Вряд ли в последние годы одноногий главарь имел реальный контроль над всей деятельностью террористической сети в регионе. А ведь она действовала – это хорошо видно из военных сводок. Очевидно, что каналы поставки вооружений в регион так и не были перекрыты. Парадоксальным образом это подтверждается обстоятельствами гибели Басаева, иначе откуда бы взялся целый "КамАЗ" со взрывчаткой? Да и как оружие и боевики смогли оказаться в непосредственной близости от столицы Ингушетии? Все дороги в республике перекрыты блокпостами, усиленные наряды милиционеров из различных регионов России и местные правоохранительные органы несут усиленную охрану, повсюду расставлены федеральные войска, также осуществляющие регулярное дежурство. Еще две недели назад пресс-секретарь главы МВД Ингушетии Назир Явлоев выступил с заявлением, что ни Басаева, ни Умарова на территории республики нет. Видимо, следует полагать, что все это было просто частью общего плана по выманиванию Басаева из его труднодоступного горного логова с целью гарантированной ликвидации.
Как бы то ни было, России удалось главное – убедить своих граждан, а заодно и мир в обретении былой уверенности в своих силах. Федеральная власть научилась бороться с террористами, перед которыми прежде пасовала из-за собственной бездарности и неуверенности.
Теперь важно решить следующую задачу – искоренить не только носителей террора, но и его глубинные причины. И эта задача – уже не для спецслужб.