ФОТО: malianov.livejournal.com/ |
Уникальный спецрейс прошел в минувшие выходные в 200 км от Москвы. Второго декабря участники Клуба транспортных путешественников, примкнувшие к ним туристы – любители общественного транспорта во всех его проявлениях и ваш покорный слуга набились в арендованный вагон, чтобы совершить путешествие вглубь лесов и болот Рязанской Мещеры. Для клуба это не первый опыт аренды узкоколейных составов: 18 ноября его участники катались на ведомственном поезде торфоразработчиков в дальнем Подмосковье.
Узкоколейка Тума – Голованово была выбрана не случайно. Это последняя узкоколейная железная дорога в стране с чисто пассажирским движением, здесь не возят грузы, лес или торф, как на остальных ветках. Ну, и сама ветка – последнее напоминание о некогда известнейшей старинной железной дороге Рязань – Тума, воспетой Паустовским в рассказах о Мещерском крае. Лет 20-30 назад сюда было не попасть иначе как в маленьких зеленых вагонах с тепловозом во главе. Сотни километров узкой колеи, десятки составов и станций – большая инфраструктура. Теперь все в прошлом, и лишь один состав и одна обслуживающая бригада (когда-то их было восемь) в поселке Тума напоминают о былом величии.
Еще одной причиной аренды поезда стали слухи о скором закрытии узкоколейки. Несколько лет назад поезд ходил каждый день, сегодня в расписании лишь два дня в неделю. К тому же, по оперативным данным туристов-транспортников, начальник местной железной дороги, недавно посетивший Тумское депо, высказался в том плане, что надо что-то с этой веткой решать. Поэтому в Клубе транспортных путешествий решили, что "час Х" настал: или мы прокатимся сейчас, или никогда.
Фото: Александр Трифонов |
Старший нашелся, все формальности улажены, и вот, наконец, раздался долгожданный гудок. Не такой пронзительный, как на обычных поездах, а тоньше и мелодичней. Тепловоз 1987 года выпуска недавно покрашен и выглядит как новенький. Было бы солнце, и вовсе бы блестел. Вагон также прошел косметический ремонт. Туристы щелкают фотокамерами, снимают "прибытие поезда" на станцию Тумская.
Шестьдесят четыре километра туда и обратно преодолеваются мини-поездом за 4,5 часа с остановками. Средняя скорость состава 15-30 км в час. То есть идем мы в среднем 15-20 км, но, как гордо поведал машинист, "можем разогнаться и до тридцати". Разогнаться поезд может только потому, что при узкой колее здесь используются обычные рельсы. Бывают еще специальные узкоколейные рельсы, но они быстро выходят из строя. Самые старые рельсы по пути – 1898 г. выпуска, часть станционных построек возведены еще до революции и при более удачном стечении обстоятельство могли бы стать архитектурными памятниками эпохи освоения торфяных запасов России в начале XX века.
Это только кажется, что в европейской части страны аномально тепло. В здешних низинах из-за болот такая влажность, что даже при плюсовой температуре ветер обжигает лицо не хуже, чем в десятиградусный мороз. Особенно, если стоишь на передней – открытой площадке тепловоза, вцепившись окоченевшими руками в железный поручень. Зато какие виды открываются на выработанные торфяные болота – Гримпенская трясина в подметки не годится!
Фото: Александр Трифонов |
По всей протяженности ветки живы, да и то относительно, только два поселка. В первом из них, Курше, живет как настоящий лесной отшельник единственный человек. Голованово, некогда большой поселок лесозаготовителей и торфоразработчиков, до сих пор связанный с большой землей только этой узкоколейной веткой, – конечный пункт нашего путешествия. Сегодня в Голованове осталось около 150 человек, в основном пенсионного возраста, а когда-то число жителей доходило до тысячи. Сейчас лес возят по проселкам тяжелыми грузовиками, поэтому грузовая составляющая узкоколейки канула в Лету. Осталась только социальная. Пассажирская узкоколейка – предприятие глубоко убыточное. Билет в один конец стоит 24 рубля с копейками, пассажиров набирается от силы 30 человек по большим праздникам. Зимой, когда пассажиров совсем мало, для снижения издержек вместо состава пускают старенький снегоочиститель, в обиходе прозванный "утюгом". Маленький наполовину деревянный дизель с формами чугунного утюга XIX в. одновременно расчищает трассу и развозит редких пассажиров. Полный сюрреализм: сквозь сугробы потихоньку трюхает "утюг", а в крошечном "салоне" сидят, тесно прижавшись друг к другу, пассажиры и молят бога, чтобы эта древняя конструкция не сошла с рельсов и не развалилась.
Фото: Александр Трифонов |
Под конец путешествия любители паровозной романтики разошлись не на шутку. На остановках кто-то лезет прямо на тепловоз – фотографируется на память, медитирует на теплом дизеле; другие туристы свисают с подножек и набиваются на открытые площадки поезда. На обратном пути активность снижается, спускаются темно-синие сумерки, и уставшие путешественники потихоньку засыпают в темном вагоне под стук колес, увозящих из ниоткуда снова к жизни.
Эра узкоколейных поездов в России заканчивается. С начала 1990-х гг. не строят больше для них вагонов и тепловозов, не выпускают запчастей. Большая часть составов уже сдана в металлолом. Жаль будет, если последняя узкоколейка погибнет под гнетом экономических неурядиц.