|
"Это все-таки еще не средний класс в классическом смысле слова, поскольку он определяется по совокупности нескольких важных характеристик, например таких, как уровень образования, а не только материальное положение. Но тем не менее тренд очевиден: доля людей со средними доходами растет, соответственно увеличивается и покупательская способность россиян. По сравнению с 1999 г. практически вдвое выросла доля тех, кто заявляет о том, что им денег хватает на приобретение долгосрочных товаров, продуктов питания и т.д. Конечно, нельзя сказать, что в России уже нет бедных и проблема бедности неактуальна. Это совсем не так. Но важно, что уходит позорный тип бедности – бедность много работающих образованных людей: учителей, врачей и т.д., то есть бюджетников. Потому что такого не может быть ни в одном цивилизованном государстве, когда работающие люди по всем параметрам могут быть отнесены к бедному слою", - говорит Петухов.
Однако вместе с тем в России начинают проявляться контр-тенденции, которые в значительной степени являются оборотной стороной названных позитивных процессов. Не ценим мы, как известно, того, что имеем, и та социальная, политическая и экономическая стабильность, к которой так стремились в 90-е, сегодня перестает быть актуальной. Выход из кризиса резко повысил планку общественных ожиданий, и показатели благосостояния, которые еще три-четыре года назад могли быть восприняты с благодарностью судьбе, сегодня уже отнюдь не радуют. Возникает парадоксальная ситуация: зарплаты растут, доходы увеличиваются, а социальные настроения не улучшаются – нет ощущения того, что жизнь стала лучше и веселей.
Понятно, что чем больше имеешь, тем больше хочется. Но причина дисгармонии не только в этом. Дело в том, что вместе с материальным благосостоянием растут и требования к различным аспектам качества жизни. А между тем, социальная инфраструктура в стране фактически развалена. Выясняется, что даже за деньги не получается решить элементарные социальные проблемы, от устройства ребенка в детский сад до устройства пожилого человека в хорошую больницу с достойным уходом. Кроме того, инфляция тоже не стоит на месте, и чтобы поддерживать определенный уровень жизни, приходится крутиться, как белке в колесе. На это жалуются около 40% россиян, признаваясь, что начинают испытывать физическую усталость от подобного образа жизни. "Почти треть опрошенных имеют вторичную и даже третичную занятость. Однако если раньше это рассматривалось как некое благо, то теперь становится серьезной социальной проблемой, поскольку в значительной степени девальвируется квалифицированный труд, и многие люди начинают распылять свои усилия только для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни. Тем более что более половины опрошенных нами людей не видят прямой зависимости между своим профессиональным уровнем и доходами, а также карьерным ростом", – поясняет представитель ВЦИОМ.
При этом стоит отметить, что большинству россиян по-прежнему не свойственна жадность, и нужно-то им, по большому счету, не так уж много. Всего 5% наших соотечественников демонстрируют стремление к богатству, остальные согласны жить просто в достатке, то есть не грезят о роскошных яхтах и заграничных особняках, но хотели бы обладать элементарной возможностью без героических усилий удовлетворять все свои насущные нужды.