БАБ и Луговой не меняются и не продаются

Читать в полной версии →
После того как российская и британская прокурорские службы обменялись официальными отказами на встречные запросы об экстрадиции, напряжение между Москвой и Лондоном сильно возросло




Напряжение между Москвой и Лондоном, возникшее из-за нежелания обеих сторон устраивать обмен Андрея Лугового на Бориса Березовского, возросло еще больше после того, как российская и британская прокурорские службы официально отказались выполнить встречные запросы об экстрадиции.

Как говорится в заявлении Генпрокуратуры России, Москва не покрывает Лугового, обвиняемого британцами в убийстве экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко, а действует в строгом соответствии со ст. 61 Конституции РФ, исключающей возможность выдачи граждан РФ иностранному государству. В то же время российская сторона подчеркнула свою готовность "оказывать компетентным органам Великобритании правовую помощь по уголовным делам в соответствии с международными договорами". При этом Генпрокуратура подчеркнула, что в случае предоставления неопровержимых доказательств виновности Лугового, он окажется на скамье подсудимых, но только в России.

Впрочем, пока предстать перед российским судом бизнесмен может не по "делу Литвиненко", а по иску, предъявленному лидером нацболов Эдуардом Лимоновым по ст. "Покушение на убийство". Поводом для иска послужило заявление Лугового о том, что беглый олигарх Борис Березовский якобы готовит покушение на лидеров российской оппозиции - Михаила Касьянова и Эдуарда Лимонова. В связи с этим предводитель нацболов направил письмо в Генпрокуратуру с требованием учесть всю серьезность таких заявлений.

"Прошу Вас возбудить также уголовное дело и по данному им [Луговым] заявлению от 15.06.2007, так как Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание не только за шпионаж, но и за покушение на убийство, - отметил Лимонов. - В случае если в ходе следствия будет установлено, что Луговой распространил ложные сведения и г-н Березовский никакого покушения на меня и на Касьянова не готовил и не готовит, то прошу выяснить, с какой целью и в чьих интересах было сделано Луговым его заявление, так как подобное покушение на нас могут организовать в действительности совершенно другие лица, а следствие, сбитое с толку заявлением г-на Лугового, пойдет в расследовании по ложному пути".

Наряду с защитой Лугового от британского правосудия российская сторона в очередной раз потребовала от Лондона экстрадиции Березовского, обвиняемого в призывах к насильственному захвату власти и объявленного в международный розыск. Однако Королевская прокуратура туманного Альбиона заявила, что опальный олигарх не должен привлекаться к уголовной ответственности. По словам посла Великобритании в Москве Тони Брентона, чтобы добиться экстрадиции предпринимателя, "российские власти должны убедить независимого британского судью, что Березовский совершил серьезное преступление, что ему будет обеспечен справедливый суд в России и будут соблюдены все прочие необходимые условия". При этом дипломат подчеркнул, что пока нет факта нарушения британского законодательства, у Лондона не может быть претензий к миллиардеру.

В свою очередь, глава отдела по борьбе с терроризмом Королевской прокуратуры Сьюзан Хемминг отметила, что контекст заявлений Березовского указывает на то, что он имел в виду гражданское сопротивление по типу "оранжевой революции" на Украине. По ее словам, прокуроры рассмотрели все варианты защиты, к которым мог бы прибегнуть бизнесмен в случае начала судебного процесса, и пришли к выводу, что это дело заведомо проигрышное, поскольку Березовский якобы подчеркивал свою поддержку ненасильственных методов борьбы с российскими властями.

"Призыв к террористическим актам за рубежом - это очень серьезное преступление, за которым может последовать пожизненное заключение, - заявила Хемминг. - Если бы мы верили, что смогли бы преодолеть защиту, которую, скорее всего, применил бы господин Березовский, мы могли бы принять совершенно иное решение".

Генпрокуратура РФ, в свою очередь, считает отказ британских коллег возбуждать уголовное дело в отношении Бориса Березовского в корне неверным. "Подобные призывы к насильственному свержению государственного строя являются уголовным преступлением на территории любого цивилизованного государства", - заявил источник в прокуратуре.

Со своей стороны, Британия готовится принять жесткие дипломатические меры в отношении России в связи с отказом Москвы экстрадировать Лугового. По данным Financial Times, у правительства Соединенного Королевства уже есть варианты дальнейших действий: например, запрет на передвижения Лугового за пределами России и переговоры о суде над бывшим офицером ФСБ в какой-либо третьей стране. "Мы не можем этого так оставить, - заявил на условиях анонимности один из высокопоставленных чиновников правительства Соединенного Королевства. - Мы ждем сотрудничества со стороны России и стремимся его получить". Впрочем, официальных комментариев со стороны МВД, МИД или Королевской прокурорской службы Британии пока не поступало, так что одному Богу известно, во что выльется это "березовско-луговое" противостояние.

Евгений СМИРНОВ |
Выбор читателей