Королевство (The Kingdom)
США, 2007
Режиссер: Питер Берг
В ролях: Джейми Фокс, Дженнифер Гарнер, Крис Купер, Джейсон Бейтман, Джереми Пивен
|
Режиссер Питер Берг, самый известный фильм которого был про то, как повар в исполнении Дуэйна "Скалы" Джонсона ищет сокровища на Амазонке, – не Клуни, не Содерберг и не Сэм Мендес. Он не озабочен вскрытием язв современного общества. Он и не Майкл Манн, специалист по борьбе добра и зла, хотя очень хочет казаться на него похожим. Камера в "Королевстве" конвульсивно трясется, создавая у зрителей, привычных к прямым репортажам из горячих точек, эффект присутствия. На других зрителей это оказывает тошнотворный эффект. Действие происходит либо на общем плане – в сценах стрельбы и погонь, либо на очень крупном – и лица героев медленно плавают по экрану, словно уже ставшие жертвами бомбиста. Диалоги обрывочны и туманны. Герои рассказывают о своих детях, справляются с незнанием иностранных языков, напевают песенки и мимоходом, стиснув зубы, клянутся отомстить за жизни мирных людей.
В тридесятом королевстве террористы собирают взрывпакеты, агенты ездят на прием к шаху, копаются в трупах и ищут зацепки – все как в любом другом боевике, действие которого происходит в Нью-Йорке, Чикаго, долине Монументов. У "Королевства" нет никакого принципиального отличия от полицейских фильмов, действие которых разворачивается в республиках, колониях, тоталитарных государствах или в коммунистическом раю. Псевдополитическая болтовня – лишь затравка для зрителей.
Сценарист-дебютант Мэтью Майкл Карнахан, неожиданно разродившийся сразу несколькими "политическими" шедеврами (скоро в России выходит поставленный Робертом Редфордом по его сценарию "Львы для ягнят" с Томом Крузом и Мерил Стрип), ни на минуту не забывает, что пишет не предвыборный ролик, а сценарий кинофильма. Хотя за три минуты титров, между именами актеров и гримеров, создатели фильма популярно разъясняют историческую связь Королевства Саудовская Аравия и Соединенных Штатов Америки, связь, замешанную на нефти, на самом деле их не волнуют нефтяной кризис, религиозный фанатизм и терроризм как таковой – в отличие от создателей снятой на ту же тему "Сирианы". Это всего лишь удобный актуальный фон для совершенно стандартного полицейского детектива. Зрители сколько угодно могут ломать копья, рассуждая о том, чем хороший араб отличается от плохого араба, а американский патриот – от американского пораженца, могут обсуждать сущность ислама и экономические мотивы политических конфликтов, находить в "Королевстве" доводы одновременно за и против войны с терроризмом, подозревать в кинематографистах благородное "невмешательство" или смелую критику внешней политики. Кинотеатры в Бахрейне или Кувейте могут даже запрещать его к показу – все это отскакивает от фильма Питера Берга, как стеклянные шарики, не запечатанные в шахидский пояс. Потому что кино совсем не для того. Если оно проповедует, то мимоходом, если заставляет спорить – это побочный эффект, предвиденный, но не продуманный. Зато все отлично стреляют, бегают, кричат, истекают кровью и клянутся мстить. Что еще надо?
В прокате с 1 ноября