Замыленное королевство

В фильме Питера Берга террористы собирают взрывпакеты, агенты ездят на прием к шаху, копаются в трупах и ищут зацепки. Все отлично стреляют, бегают, кричат, истекают кровью и клянутся мстить. Что еще надо?

Королевство (The Kingdom)
США, 2007
Режиссер: Питер Берг
В ролях: Джейми Фокс, Дженнифер Гарнер, Крис Купер, Джейсон Бейтман, Джереми Пивен





В Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, террорист расстреливает мирных жителей, безобидных толстяков, детей и дам с собачками. ФБР спешит на помощь местной полиции. Черные вертолеты закрывают все небо, черные джипы наводят страх на местных верблюдов. В столицу королевства прибывает суперкоманда: актер Джейми Фокс в черных очках - молчаливый непробиваемый супергерой, эксперт-патологоанатом Дженнифер Гарнер из сериала про супершпионку и еще парочка смелых парней. Им помогает доблестный арабский полковник (Ашраф Бархом), английский которого служит вечным поводом для взаимонепонимания, но преданность делу мира не вызывает сомнений.

Режиссер Питер Берг, самый известный фильм которого был про то, как повар в исполнении Дуэйна "Скалы" Джонсона ищет сокровища на Амазонке, – не Клуни, не Содерберг и не Сэм Мендес. Он не озабочен вскрытием язв современного общества. Он и не Майкл Манн, специалист по борьбе добра и зла, хотя очень хочет казаться на него похожим. Камера в "Королевстве" конвульсивно трясется, создавая у зрителей, привычных к прямым репортажам из горячих точек, эффект присутствия. На других зрителей это оказывает тошнотворный эффект. Действие происходит либо на общем плане – в сценах стрельбы и погонь, либо на очень крупном – и лица героев медленно плавают по экрану, словно уже ставшие жертвами бомбиста. Диалоги обрывочны и туманны. Герои рассказывают о своих детях, справляются с незнанием иностранных языков, напевают песенки и мимоходом, стиснув зубы, клянутся отомстить за жизни мирных людей.

В тридесятом королевстве террористы собирают взрывпакеты, агенты ездят на прием к шаху, копаются в трупах и ищут зацепки – все как в любом другом боевике, действие которого происходит в Нью-Йорке, Чикаго, долине Монументов. У "Королевства" нет никакого принципиального отличия от полицейских фильмов, действие которых разворачивается в республиках, колониях, тоталитарных государствах или в коммунистическом раю. Псевдополитическая болтовня – лишь затравка для зрителей.

Сценарист-дебютант Мэтью Майкл Карнахан, неожиданно разродившийся сразу несколькими "политическими" шедеврами (скоро в России выходит поставленный Робертом Редфордом по его сценарию "Львы для ягнят" с Томом Крузом и Мерил Стрип), ни на минуту не забывает, что пишет не предвыборный ролик, а сценарий кинофильма. Хотя за три минуты титров, между именами актеров и гримеров, создатели фильма популярно разъясняют историческую связь Королевства Саудовская Аравия и Соединенных Штатов Америки, связь, замешанную на нефти, на самом деле их не волнуют нефтяной кризис, религиозный фанатизм и терроризм как таковой – в отличие от создателей снятой на ту же тему "Сирианы". Это всего лишь удобный актуальный фон для совершенно стандартного полицейского детектива. Зрители сколько угодно могут ломать копья, рассуждая о том, чем хороший араб отличается от плохого араба, а американский патриот – от американского пораженца, могут обсуждать сущность ислама и экономические мотивы политических конфликтов, находить в "Королевстве" доводы одновременно за и против войны с терроризмом, подозревать в кинематографистах благородное "невмешательство" или смелую критику внешней политики. Кинотеатры в Бахрейне или Кувейте могут даже запрещать его к показу – все это отскакивает от фильма Питера Берга, как стеклянные шарики, не запечатанные в шахидский пояс. Потому что кино совсем не для того. Если оно проповедует, то мимоходом, если заставляет спорить – это побочный эффект, предвиденный, но не продуманный. Зато все отлично стреляют, бегают, кричат, истекают кровью и клянутся мстить. Что еще надо?

В прокате с 1 ноября

Выбор читателей